Что получит Узбекистан от присоединения к ЕАБР?

3 недели назад

Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. Узбекистан присоединился к Евразийскому банку развития (ЕАБР), осенью откроется его представительство. Какие выгоды получит от этого страна?

Об этом шла речь в ходе видео-моста, организованном вчера, 12 июня 2025 года, в пресс-центре Sputnik Узбекистан. В нём приняли участие эксперты из Узбекистана, России, Казахстана.

Закон о присоединении Узбекистана к соглашению об учреждении Евразийского банка развития подписан Президентом Шавкатом Мирзиёевым в апреле текущего 2025 года. Планируется, что Евразийский банк развития проведет 2-3 октября 2025 года в Ташкенте своё годовое собрание и откроет представительство в стране.

Ключевое преимущество взаимодействия с многосторонними банками развития, в целом, заключается в том, что они имеют возможность предоставлять долгосрочные кредиты и инвестиции    «длинные деньги». То есть, участвуют в финансировании крупных проектов, связанных с инфраструктурой с энергетикой, транспортом, водными проектами. Такие проекты являются достаточно дорогостоящими, и отдача от них ожидается далеко не сразу. То есть реализовывать их необходимо, а финансировать их за счет местных ресурсов сложно. И здесь очень важно партнерство с такими банками, как ЕАБР.

Об этом в ходе встречи говорил Музафар Каримов — ученый секретарь Института макроэкономических и региональных исследований при Кабинете министров Узбекистана.

Эксперт отметил, что Узбекистан активно сотрудничает с целым рядом многосторонних банков развития — это и Европейский банк реконструкции и развития, и Азиатский банк развития, и вот теперь и Евразийский банк развития.

Кроме того, Узбекистан становится третьим по объему вложений участником банка после России и Казахстана (всего семь участников). Доля страны в капитале ЕАБР составит 10%, а всего уставной фонд банка равен 7 млрд долларов США.

«Непосредственное участие в капитале Евразийского банка развития позволяет оказывать определенное влияние на то, как распределяются средства банка, как принимаются решения и так далее», — считает М. Каримов, отмечая, что место в первой тройке акционеров даёт Узбекистану своего рода преимущества при принятии решений в ЕАБР.

Кроме того, на страны-участницы банка приходится от трети до четверти торгового оборота Узбекистана. И совместное участие в инициативах способствует тому, что государства начинают предпринимать активные меры по снижению барьеров, как в торговле, так и в инвестиционной деятельности. Идет усиление кооперации между предприятиями стран, усиление стремления  к реализации взаимовыгодных стратегических инициатив, которые важны не только для конкретной отдельной страны, но и оказывает влияние на экономики соседних стран. Как отметил эксперт, к примеру, в Центральной Азии это могут быть проекты, связанные с развитием водной инфраструктуры, вопросы строительства ГЭС, которые долгое время являлись проблемными в регионе.

Музафар Каримов также напомнил, что в Самарканде в 2024 году было достигнуто соглашение о том, что ЕАБР на начальном этапе профинансирует около 3,3 млрд долларов, в основном, в проекты в сфере транспортной инфраструктуры, зеленой энергетики, промышленности, сельского хозяйства, цифровизации. Начало финансирования ожидается в 2025 году с отдельных проектов, в числе которых называлось участие в инвестиционной программе Навоийского горно-металлургического комбината по увеличению добычи золота и разработке месторождений. А также участие в проекте строительства железнодорожного коридора Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Также отмечалось, что только на реализацию транспортных проектов ЕАБР намерен вложить в ближайшие годы около 2-3 млрд долларов.

«Также хотелось бы отметить, что кроме эффектов, связанных со снижением торговых и экономических барьеров между странами, участие международных банках развития также оказывает влияние с точки зрения обеспечения макроэкономической стабильности. В условиях нестабильности участие в совместных инициативах позволяет легче находить компромисс и договариваться между странами о реализации тех или иных инициатив», — отметил эксперт с узбекистанской стороны.

Отвечая на вопрос Sharq-press.uz, Музафар Каримов также сказал, что с учетом значимости вклада Узбекистана в инвестиционный капитал ЕАБР, условия кредитования проектов, скорее всего, будут на достаточно льготных условиях.

В ходе видеомоста также выступила эксперт от Казахстана Мадия Торебаева — главный редактор аналитического портала Central Asia — Cronos, экономический обозреватель. Она привела множественные примеры реализации в Казахстане крупных проектов при поддержке Евразийского банка развития.

Экспертом от России выступил Станислав Притчин — заведующий Сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова.

Он отметил, что Евразийский банк развития был организован, как финансовое учреждение, которое должно способствовать, в том числе, реализации проектов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Узбекистан с 1920 года является наблюдателем при ЕАЭС, при этом одним из самых близких по глубине интеграционного сближения со своими партнерами. В связи с этим присоединение Узбекистана к Евразийскому банку развития является очень последовательным следующим шагом для развития этих процессов. Это даёт, как увеличение географии, престижа и политического веса Евразийского банка развития, так и создает предпосылки для финансирования проектов в Узбекистане, в том числе, в рамках национальных программ развития страны.

Эксперт отметил также, что с политической точки зрения у Узбекистана также стоит задача максимальной интеграции на международные рынки, в международные финансовые институты. И ЕАБР, как признанный лидер финансирования крупных, в том числе, инфраструктурных проектов на евразийском пространстве, также является таким институтом, который повышает статус вовлеченности Узбекистана в международные площадки и международные институты.

С. Притчин также сказал о том, что с открытием офиса ЕАБР в стране следует ожидать активизации совместной работы. Банк показывает достаточно широкую географию проектов, реализуя их в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане. Стоит ожидать, что в Узбекистане Евразийский банк развития станет одним из лидеров финансирования проектов.

Луиза Махмудова