Что с арт-рынком Узбекистана?

1 неделя назад

Узбекистан, Ташкент – Sharq-press. Произведения молодых должны продаваться, но для этого нужен развитый арт-бизнес. Иначе художнику придется раскрашивать для заработка стены, а творчеством заниматься в свободное время, если оно будет. Так что с узбекским арт-бизнесом? Об этом состоялась дискуссия на организованном в Ташкенте арт-фестивале креативной молодежи Узбекистана [RE]GENERATION. Он проходит до 12 сентября.

Тон дискуссии задавали мэтры — искусствовед, директор арт-галереи «Караван» Наталья Мусина и доктор искусствоведения, академик Академии художеств РУз Нигора Ахмедова. В ней также принял участие руководитель фонда «Марджани» Рустам Сулейманов.

Арт-рынок в стране в зачаточном состоянии, нет смены тем опытным людям, которые умеют продавать картины настоящих художников. Так считает Наталья Мусина, за плечами которой огромный опыт в этой сфере. Самым странным, по её мнению, является отсутствие желания учиться работать на арт-рынке. Она сама готова выступить наставником, но учить буквально некого.

По мнению Нигоры Ахмедовой, молодые искусствоведы не идут в эту сферу, так как ситуация для этого не созрела.

«Самое главное — у нас есть художники. Но в нашей экономической ситуации была глубочайшая стагнация. И только вот в последние годы началось обновление. Свободное движение капитала нужно для того, чтобы картину купить и вывозить. Вот это появилось только несколько лет назад», — считает авторитетный искусствовед.

Кроме того, Ахмедова, вспоминая время, когда были востребованы арт-консультанты, говорит, что это случилось благодаря буму на искусство.

«Когда мы начинали был бум на искусство – на Акмаля Нура, Файзуллу Ахмадалиева, многих других. Нас просили, чтобы мы выступили арт-консультантами».

Сегодня такой ситуации нет, и молодые искусствоведы не торопятся в арт-бизнес.

Однако искусство требует восприятия, признания, закупок, наконец. Иначе, художникам придется подаваться в мастеровые. А Узбекистану, не меньше, чем другим странам, нужны свои громкие имена в искусстве. Так каким же путем необходимо идти?

«Необходимо создать ту почву, на которой растет арт-бизнес, — считает Мусина. – Организовывать вот такие выставки, как эта, при поддержке фондов, проводить больше биеннале, выставок при государственной поддержке, по инициативе фондов и других структур».

Как показывает мировой опыт, первыми игроками арт-рынка являются коллекционеры, которых сегодня в Узбекистане практически нет.

«У нас сегодня их нет и быть не может. Потому что для того, чтобы были коллекционеры — нужна почва», — отмечает авторитетный искусствовед.

Есть разные категории покупателей и примерно на пятом месте в этих категориях – нувориши – люди с деньгами, которые также начинают приобретать произведения. Вот они как раз обязательно нуждаются в арт-консультантах. И готовится к этой престижной профессии нужно уже сегодня, тем же специалистам с дипломом искусствоведа.

Надежда на новые инициативы, на такие, как у фондов имени Каримова и «Ты не одинок», которые организовали этот первый арт-фестиваль [RE]GENERATION. Он еще продолжается в эти дни на обширной территории картинг-клуба Axelon в парке Анхор.

Выставленные здесь работы поражают разнообразием, самобытностью, желанием художников выразить себя и свое поколение через искусство.

Какой будет следующая инициатива, заразят ли фонды других игроков инициативностью? Ведь, как подчеркнула и даже немного с горечью знаменитый искусствовед Нигора Ахмедова, идеи есть и их немало. Главное – где и с кем их реализовать? С кем создавать и расширять арт-бизнес Узбекистана, способный и поддержать наших талантливых художников, и прославить их имена и имя их родной страны.

 

Луиза Махмудова