Премьера комедии «Медведь с предложением» на сцене Русского Драматического театра Узбекистана

2 года назад

Узбекистан, Ташкент – sharq-press.uz. На сцене Государственного академического русского драматического театра Узбекистана 12-13 февраля представлена премьера 2022 года – комедия «Медведь с предложением». Зрителю в новом году подарена возможность встречи с легким и таким, одновременно, многоплановым комедийным даром Чехова.

Спектакль состоит из двух водевилей Антона Павловича Чехова «Медведь» и «Предложение». Произведения великого русского писателя абсолютно актуальны, несмотря на то, что спектакль не пытались (на удачу зрителя) «осовременить» и поставили в абсолютно классическом виде. Зрительный зал увлеченно следил за развитием отношений героев, смеясь над тем, куда «заносят» их неуступчивые характеры и сопереживая живым человеческим чувствам. Таков Чехов, персонажи которого исключительно многообразны и во многом непредсказуемы, — именно так, как это и бывает в реальной жизни со всеми нами. А потому его творчество не утрачивает обаяния, даже в наш, перегруженный информацией, век. Однако достойно передать чеховское слово зрителю – задача не из легких и, как показала премьера «Медведь с предложением», Русский драматический с ней замечательно справился.

Водевиль «Медведь» знаком серьёзному зрителю, казалось бы, на зубок. Однако, игра актёров Кристины Савченко (Елена Ивановна Попова) и Ивана Ненашева (Григорий Степанович Смирнов) заставила забыть об узнаваемости и погрузиться во взаимоотношения двух людей, которые в течение одного небольшого спектакля сделали тот самый знаменитый «один шаг» от ненависти до любви (хотя в классическом варианте последовательность как раз обратная). И сколько бы не знал не раз наказанный жизнью Смирнов о женской хитрости, и сколько бы не упрекала молодая вдова Елена Ивановна покойного мужа в неверности, вечный поиск второй половины влечёт этих людей друг к другу. Тонкий знаток жизни Чехов в очередной раз не оставляет зрителю возможности усомниться в своей правоте.

Комедия поставлена московским режиссером-постановщиком Иваном Чумаченко и ташкентский театр абсолютно точно делает ставку на разные режиссерские подходы, создавая репертуар не только разноплановый, но и разнохарактерный, что всегда интересно зрителю. Харизму премьеры замечательно дополняет и оформление спектакля – достаточно лаконичное и очень характерное при этом. К решению этой задачи был привлечен еще один московский специалист — художник-постановщик Алёна Глинская.

Второе отделение спектакля основано на известном водевиле Чехова «Предложение», фраза из которого «Воловьи лужки – наши!» известна не одному поколению театралов. Здесь переплелось всё – тот самый «квартирный вопрос, который, как известно, испортил не одно поколение», если так переиначить вечные споры об имуществе; неуступчивость, доходящая до исступления и…при всём при этом желание обыкновенного человеческого счастья. Так устроен Чехов, что в его персонажах, на первый взгляд смешных и нелепых, мы постепенно начинает узнавать себя и через силу юмора больше понимать, что важно, а что второстепенно на самом деле в жизни. Яркость работы актёров — Заслуженного артиста Узбекистана Олега Галахова (Степан Степанович Чубуков,  Екатерины Беловой (Наталья Степановна Чубукова, Юрия Антипина (Иван Васильевич Ломов) не давала возможности зрителям расслабиться ни на минуту. Взаимоотношения вспыльчивых героев то вели их к полному краху, то вновь возвращали к главной цели – женитьбе Ломова. Раскачивая качели неуступчивости, где-то подспудно всех троих не покидает мысль, что остановиться всё-таки придётся. Однако в иные моменты амплитуда этих качелей просто зашкаливает. Чехов бережно передает накал человеческих характеров через юмор, показывая нам себя со стороны. И потому мы снова приходим и приходим в театр, чтобы встретиться с собой через хороший спектакль, через талант автора, режиссера, актёров.

На этот раз такая встреча состоялась и потому хочется, чтобы у спектакля «Медведь» и «Предложение» была большая и насыщенная творческая жизнь на сцене Государственного академического русского драматического театра Узбекистана.

Луиза Махмудова