Проблемы, где изучать узбекский язык, не существует
4 недели назад
Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. В Узбекистане, как минимум, в Ташкенте, сегодня нет проблемы найти курсы для изучения узбекского языка. Они проводятся Центром обучения и повышения квалификации по основам делопроизводства на государственном языке, причем для определенных групп слушателей – бесплатно.
Знаю об этом не понаслышке — с осени 2024 года начала изучать узбекский язык в одной из таких групп. Это были порядка 15 слушателей в основном старшей возрастной группы. В большинстве своем — с нулевым уровнем знания языка. При этом обучение вел молодой преподаватель Азизбек Бердиев, который своей любовью к профессии педагога просто заряжал аудиторию энергией и увлеченностью.


Параллельно с этой группой занималась и еще одна с аналогичным составом слушателей под руководством другого молодого педагога Мухаммадазиза Омонова.
Обе группы успешно отзанимались положенные три месяца, отведенные для начального этапа обучения языку, и сдали экзамены на подтверждение того, что программа была успешно освоена. Экзамены проходили с участием обоих педагогов, а также главного методиста по учебной части Насибы Рахматовны Алматовой, так что всё очень волнительно и серьёзно.
И тем не менее, несмотря на все пережитые на экзамене волнения, самые инициативные слушатели попросили Центр организовать и следующий этап обучения – продвинутый. И, идя им навстречу, Центром впервые были организованы и две продвинутые группы. В начале мая, отучившись три месяца, они также сдали экзамены.


Набор групп для изучения узбекского языка продолжается. В том числе, и вот таких бесплатных — для людей старшего поколения, а также временно неработающих или имеющих определенные трудности с оплатой курсов. То есть, проблемы изучать узбекский язык, даже с нуля, сегодня в Ташкенте просто нет. Было бы желание. По контактным номерам этих двух молодых педагогов всегда можно позвонить и дать заявку на включение в группы. Естественно, набираются группы и для других возрастов, в основном, здесь обучение оплачивают организации, в которых работают люди, но можно это сделать и самим. В этом случае стоимость трехмесячного курса составляет 900 тысяч сумов.
Видя, как ответственно относятся в Центре к преподаванию узбекского языка для самых разных групп слушателей, как много привносят в уроки педагоги, я попросила ответить на мои вопросы своего педагога. Несмотря на то, что он гораздо моложе своих учениц, мы все обращались к нему исключительно: «Азизбек Асатиллаевич». И это неудивительно, потому что на уроках он был для нас настоящим учителем — непререкаемый авторитетом, человеком, который может дать нам драгоценное знание.
Он стал студентом Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы им. Алишера Навои через 2 года после его открытия — в 2018 году. Своей специализацией выбрал именно преподавание узбекского языка для иностранцев. Талантливый студент обратил на себя внимание и успеваемостью, и активностью, был старостой группы. Завершил вуз с дипломом в 100 баллов и сразу был приглашен преподавать в организованный при самом Университете им. Алишера Навои в 2020 году Центр обучения и повышения квалификации по основам делопроизводства на государственном языке. Директор Центра Инамджан Мамасадыкович Азимов был и деканом факультета узбекского языка для иностранцев и, безусловно, присматривался к талантливой молодежи.
Дело в том, что перед Центром ставились очень актуальные на сегодня задачи — повышать уровень владения делопроизводством на узбекском языке, прежде всего, для госслужащих. Несмотря на открытие в 2020 году, работать в полную силу сразу Центру не пришлось — в связи с пандемией ковид-19. Так что в 2021 году состоялось его повторное открытие и практически сразу — масштабная работа. Став молодым педагогом, Азизбек Бердиев одновременно преподавал и обучался в магистратуре. Любовь к родному узбекскому языку, знание его тонкостей, он и другие педагоги стремились передавать каждой своей группе слушателей.
Одновременно в Центре обратили внимание, на то, что законодательство Узбекистана позволяет обучать и на бесплатной основе государственному языку, как неродному, определенные группы слушателей. В том числе, с нулевым знанием языка. Как уже говорилось выше, в число таких слушателей входят пенсионеры, временно неработающие, имеющие определенные сложности. Центр решил набрать такие группы, дал объявление в СМИ, и дело пошло. Очень многие обращались, узнавая о таких возможностях от знакомых.
Были набраны группы по 12-15 слушателей, основными педагогами стали молодые инициативные педагоги Азизбек Бердиев и Мухаммадазиз Омонов. Видимо, это связано с тем, что, наряду с молодым задором и большим желанием получить результаты, увидеть, как их возрастные и, порой, довольно непростые ученики, начинают общаться на узбекском языке, эти педагоги обладают еще и большим терпением. Одних только вопросов за полтора часа занятия к ним поступает масса, а идут такие занятия по 3 раза в неделю. Более того, в Центре подстроились и под различные запросы – занятия стали проходить в разное время для разных слушателей – в 11, 15 и 18 часов. И каждый участник курсов может выбрать наиболее удобное для него время.
На вопрос — что главное для него в работе с такими учениками, Азизбек Бердиев ответил так:
«Люди, зачастую в возрасте, некоторым даже более 60 лет, приходят к нам с нулевым уровнем знания узбекского языка. И я обучаю их с применением самых различных подходов с целью, чтобы они после 1-2 недель начинали разговаривать».
И это, действительно, происходит на практике. Педагог постоянно общается со своими слушателями, в начале каждой встречи спрашивает всех своих учеников как у них дела, что они делали прошедшим вечером. И вопросы, и ответы, естественно, звучат на узбекском языке. Из раза в раз терпеливо ведет беседы, не оставляя в стороне никого. Затем идет закрепление пройденного, различных грамматических норм, действующих в узбекском языке. И уже становится понятно, что нельзя сказать просто «ona», говоря о маме, а нужно произнести «onam», и тогда понятно, что ты говоришь именно о своей маме, используя притяжательный суффикс для первого лица.
Как отмечает Азизбек, то, что у узбекского и русского языков во многом существуют схожие грамматические понятия, как те же притяжательные суффиксы, понятия лица, числа и многие другие, во многом облегчает преподавание узбекского языка русскоговорящей аудитории. Преподавание грамматики идет по аналогии с понятными для слушателей нормами. Результат обучения, а особенно закрепление и развитие полученных знаний, затем уже целиком и полностью зависит от самих участников курсов. После подробных разъяснений педагогом очередных правил грамматики, письменного и устного закрепления на уроке, выполнения и обсуждения домашних заданий, — остается одно. А именно — продолжать упражняться в общении на узбекском языке, смотреть фильмы, передачи на нём, стараться понимать новости и, конечно же, постоянно пополнять словарный запас.
Молодые педагоги Центра настолько умеют заразить своей любовью к родному для них узбекскому языку, что каждое занятие становится событием. Аудитория живо откликается на такое искреннее отношение, ученики вместе ищут правильные ответы на задания учителя, искренне смеются над своими неудачными ответами, с удовольствием встречаются на очередном занятии с педагогом, и друг с другом.
Спросите любую участницу нашей уже продвинутой группы Людмилу Серебряникову, Эмму Ан, Елену Шарафитдинову, Лилию Ким, Галину Стукушину, Анжелу Шин, тех, кто обучался на первом этапе, и каждый расскажет о том, что эти курсы стали событием в их жизни, помогли преодолеть пресловутый «языковой барьер». А, значит, стало гораздо проще понимать речь на узбекском языке, отвечать на нём.
Чего только не было на занятиях за эти 3 месяца! Разучивали и пели в импровизированной сценке знаменитые узбекские лапары, торговались на созданном тут же в аудитории базаре, где Азизбек Ассатиллаевич талантливо сыграл роль хитрого продавца, который кому угодно что угодно продаст!
Одной из часто повторяющихся и очень эффективных стала игра в слова, которые нарастают как снежный ком от одного ученика к другому, и всё, что говорили до тебя, необходимо тоже повторить, ну, например: «Bugun sabzi, piyoz, tarvuz, bodring oldim» и так далее, и этот список всё множится и множится от человека к человеку. Очень тренирует память и внимательность.
Вообще количество интерактивных приёмов можно было просто записывать — настолько часто и разнообразно они применялись педагогами, а главное — интересно и результативно. На вопрос — откуда такое количество интерактива — Азизбек Бердиев ответил так:
«Во время учебы в университете нам, в том числе, ставили задачу представить какие интерактивные приёмы мы будем использовать в своей предстоящей преподавательской работе. Меня это очень увлекало, я фиксировал и запоминал весь интерактив, который видел в ходе занятий, постоянно пополнял список этих приёмов из интернета. И продолжаю это с удовольствием делать. Разнообразие этих приемов в ходе занятий даёт большую эффективность».
Методика педагогов Центра обогащается постоянно. Группы формируются разные, у слушателей не одинаковый уровень базовых знаний. У большинства нулевой, но есть и те, кто уже говорит. И тут необходимо выстроить занятие так, чтобы было интересно всем, выстроить ритм чередования новых знаний, закрепления пройденного и общения, чтобы был вовлечен каждый.
«Люди приходят к нам потому, что хотят говорить на узбекском языке и я стараюсь помочь им перешагнуть «языковой барьер», выстраиваю общение после каждой пройденной темы. Очень приятно видеть, что ты делишься своими знаниями и ученики хорошо это воспринимают, с удовольствием и, в тоже время, со всей серьезностью выполняют задания, в том числе, и домашние. Наработанный опыт показал мне, что наряду с презентациями, раздаточными материалами, очень важно на занятиях заниматься живой речью. И в продвинутой группе, мы каждое третье занятие недели отводили исключительно общению, стараясь все полтора часа говорить только на узбекском языке. И это получается!».
Не забудем, что так называемая «продвинутая группа» — это те же пришедшие с нулевым знанием языка люди старшего возраста, которые после первых трех месяцев занятий приступили к изучению узбекского языка еще в течение 3 месяцев. Говорят на узбекском языке и на занятиях начальной группы и говорят много. Но те, кто хотел учить язык и дальше, говорят уже грамматически правильно, даже литературно. Во всяком случае, стремятся к этому на уроке.
«Конечно, все зависит от учеников, слушателей. Почему? Потому что у меня есть группы, где все с нуля, и есть группы, которые имеют хорошие знания. И в этом случае я изучаю аудиторию и изменяю под неё программу преподавания. То есть программа создаётся конкретно под каждую группу. Я смотрю как идет урок в каждой группе, и, если вижу, что усвоение определенной темы идёт не так быстро, то и мы замедляемся, отводим больше времени. Там, где новые знания быстрее закрепились, мы наращиваем темп и приступаем к следующим темам», — делится своими секретами методики Азизбек Бердиев.
Да, это сложнее, чем просто придерживаться единой программы занятий для всех. Но для увлеченной педагогической молодежи, это также естественно, как дышать, ведь они видят результат гибкого подхода, чувствуют понимание слушателей. И это самое важное.
Видя, как талантливо преподают эти молодые, но очень увлеченные своим делом, педагоги, очень захотелось, чтобы такой отличный опыт применялся и в школьном преподавании узбекского языка. Говорю «талантливо», потому что к ним хочется приходить на уроки, а само обучение не хочется заканчивать. Думаю, что именно в этом главный талант учителя — увлечь своим предметом. А здесь в Центре, где ставится задача за небольшой срок в 3 месяца получить видимые результаты, да еще и с такой возрастной аудиторией, — методика лучшего преподавания оттачивается день за днем. Такой опыт обязательно нужно распространять. Спрашиваю у Азизбека Ассатиллаевича — делится ли Центр своими методиками с учителями школ?
«Пока такой задачи не ставилось, но мы всегда будем рады поделиться своим опытом», — отвечает он.
Думаю, что делиться им обязательно нужно. Ведь все мы хотим, чтобы со школы дети интересовались грамотным литературным узбекским языком, в том числе, и учащиеся классов, где преподавание остальных предметов ведется на русском языке. Безусловно, сегодня слово «интерактив» знакомо каждому учителю и кое-какие наработки есть в арсенале практически у всех. И, тем не менее, та органичность, с которой постоянное общение с аудиторией и разнообразные интерактивные приёмы переплетаются на курсах в Центре — этому стоит поучится нашим школьным учителям узбекского языка. Прежде всего, для того чтобы с удовольствием видеть результаты своего труда.
И еще несколько слов об обучении взрослых, так как Центр работает именно над этим. Как оказалось, вернуться «за парты» страшно только на первый взгляд. Втягиваясь, благодаря увлеченным педагогам, в процесс обучения, взрослые, казалось бы, люди превращаются на какое-то время в учеников, возвращая себе это ощущения школьной поры, детства, студенчества. Переступить «языковой порог», который многим и мешает пробовать общаться на узбекском языке, помогает хорошая команда одногруппников, которую, опять-таки, создает доброжелательность и увлеченности своим делом педагога. Поэтому те, кто действительно ищут для себя возможность начинать учить узбекский язык, а не просто говорят об этом, сегодня имеют в Ташкенте, а может быть и в Узбекистане в целом (этим нужно интересоваться), отличную возможность просто уже начать это делать. Для начала нужно созвониться с педагогами Азизбеком Бердиевым (+998 97 553 59 19) или Мухаммадазизом Омоновым (+998 99 728 29 00), которые создают список учащихся для очередной группы. А дальше всё зависит только от самого человека.
И, напоследок. Учитель всегда был крайне важен для учеников. Но и хорошая аудитория также вдохновляет педагога. Ссылаемся на слова героя статьи:
«Я очень горжусь своей профессией, потому что я — учитель. Я смотрю на своих учеников, таких взрослых людей, с таким большим опытом. Но главное, за чем они приходят в наш Центр, — это их желание изучить узбекский язык! Я вижу их на занятиях, постоянно с ними общаюсь, вижу их глаза — и чувствую это по-настоящему сильное желание учиться. И я очень вдохновляюсь такой энергией своих учеников, и начинаю работать ещё лучше, обдумываю каждый урок, ищу, что еще применить, чтобы он им больше запомнился, чтобы новые знания еще больше заинтересовали. Мы создаём это настроение друг другу, и это лучшие моменты моей работы».
Луиза Махмудова
Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. В Узбекистане, как минимум, в Ташкенте, сегодня нет проблемы найти курсы для изучения узбекского языка. Они проводятся Центром обучения и повышения квалификации по основам делопроизводства на государственном языке, причем для определенных групп слушателей – бесплатно.
Знаю об этом не понаслышке — с осени 2024 года начала изучать узбекский язык в одной из таких групп. Это были порядка 15 слушателей в основном старшей возрастной группы. В большинстве своем — с нулевым уровнем знания языка. При этом обучение вел молодой преподаватель Азизбек Бердиев, который своей любовью к профессии педагога просто заряжал аудиторию энергией и увлеченностью.
Параллельно с этой группой занималась и еще одна с аналогичным составом слушателей под руководством другого молодого педагога Мухаммадазиза Омонова.
Обе группы успешно отзанимались положенные три месяца, отведенные для начального этапа обучения языку, и сдали экзамены на подтверждение того, что программа была успешно освоена. Экзамены проходили с участием обоих педагогов, а также главного методиста по учебной части Насибы Рахматовны Алматовой, так что всё очень волнительно и серьёзно.
И тем не менее, несмотря на все пережитые на экзамене волнения, самые инициативные слушатели попросили Центр организовать и следующий этап обучения – продвинутый. И, идя им навстречу, Центром впервые были организованы и две продвинутые группы. В начале мая, отучившись три месяца, они также сдали экзамены.
Набор групп для изучения узбекского языка продолжается. В том числе, и вот таких бесплатных — для людей старшего поколения, а также временно неработающих или имеющих определенные трудности с оплатой курсов. То есть, проблемы изучать узбекский язык, даже с нуля, сегодня в Ташкенте просто нет. Было бы желание. По контактным номерам этих двух молодых педагогов всегда можно позвонить и дать заявку на включение в группы. Естественно, набираются группы и для других возрастов, в основном, здесь обучение оплачивают организации, в которых работают люди, но можно это сделать и самим. В этом случае стоимость трехмесячного курса составляет 900 тысяч сумов.
Видя, как ответственно относятся в Центре к преподаванию узбекского языка для самых разных групп слушателей, как много привносят в уроки педагоги, я попросила ответить на мои вопросы своего педагога. Несмотря на то, что он гораздо моложе своих учениц, мы все обращались к нему исключительно: «Азизбек Асатиллаевич». И это неудивительно, потому что на уроках он был для нас настоящим учителем — непререкаемый авторитетом, человеком, который может дать нам драгоценное знание.
Он стал студентом Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы им. Алишера Навои через 2 года после его открытия — в 2018 году. Своей специализацией выбрал именно преподавание узбекского языка для иностранцев. Талантливый студент обратил на себя внимание и успеваемостью, и активностью, был старостой группы. Завершил вуз с дипломом в 100 баллов и сразу был приглашен преподавать в организованный при самом Университете им. Алишера Навои в 2020 году Центр обучения и повышения квалификации по основам делопроизводства на государственном языке. Директор Центра Инамджан Мамасадыкович Азимов был и деканом факультета узбекского языка для иностранцев и, безусловно, присматривался к талантливой молодежи.
Дело в том, что перед Центром ставились очень актуальные на сегодня задачи — повышать уровень владения делопроизводством на узбекском языке, прежде всего, для госслужащих. Несмотря на открытие в 2020 году, работать в полную силу сразу Центру не пришлось — в связи с пандемией ковид-19. Так что в 2021 году состоялось его повторное открытие и практически сразу — масштабная работа. Став молодым педагогом, Азизбек Бердиев одновременно преподавал и обучался в магистратуре. Любовь к родному узбекскому языку, знание его тонкостей, он и другие педагоги стремились передавать каждой своей группе слушателей.
Одновременно в Центре обратили внимание, на то, что законодательство Узбекистана позволяет обучать и на бесплатной основе государственному языку, как неродному, определенные группы слушателей. В том числе, с нулевым знанием языка. Как уже говорилось выше, в число таких слушателей входят пенсионеры, временно неработающие, имеющие определенные сложности. Центр решил набрать такие группы, дал объявление в СМИ, и дело пошло. Очень многие обращались, узнавая о таких возможностях от знакомых.
Были набраны группы по 12-15 слушателей, основными педагогами стали молодые инициативные педагоги Азизбек Бердиев и Мухаммадазиз Омонов. Видимо, это связано с тем, что, наряду с молодым задором и большим желанием получить результаты, увидеть, как их возрастные и, порой, довольно непростые ученики, начинают общаться на узбекском языке, эти педагоги обладают еще и большим терпением. Одних только вопросов за полтора часа занятия к ним поступает масса, а идут такие занятия по 3 раза в неделю. Более того, в Центре подстроились и под различные запросы – занятия стали проходить в разное время для разных слушателей – в 11, 15 и 18 часов. И каждый участник курсов может выбрать наиболее удобное для него время.
На вопрос — что главное для него в работе с такими учениками, Азизбек Бердиев ответил так:
«Люди, зачастую в возрасте, некоторым даже более 60 лет, приходят к нам с нулевым уровнем знания узбекского языка. И я обучаю их с применением самых различных подходов с целью, чтобы они после 1-2 недель начинали разговаривать».
И это, действительно, происходит на практике. Педагог постоянно общается со своими слушателями, в начале каждой встречи спрашивает всех своих учеников как у них дела, что они делали прошедшим вечером. И вопросы, и ответы, естественно, звучат на узбекском языке. Из раза в раз терпеливо ведет беседы, не оставляя в стороне никого. Затем идет закрепление пройденного, различных грамматических норм, действующих в узбекском языке. И уже становится понятно, что нельзя сказать просто «ona», говоря о маме, а нужно произнести «onam», и тогда понятно, что ты говоришь именно о своей маме, используя притяжательный суффикс для первого лица.
Как отмечает Азизбек, то, что у узбекского и русского языков во многом существуют схожие грамматические понятия, как те же притяжательные суффиксы, понятия лица, числа и многие другие, во многом облегчает преподавание узбекского языка русскоговорящей аудитории. Преподавание грамматики идет по аналогии с понятными для слушателей нормами. Результат обучения, а особенно закрепление и развитие полученных знаний, затем уже целиком и полностью зависит от самих участников курсов. После подробных разъяснений педагогом очередных правил грамматики, письменного и устного закрепления на уроке, выполнения и обсуждения домашних заданий, — остается одно. А именно — продолжать упражняться в общении на узбекском языке, смотреть фильмы, передачи на нём, стараться понимать новости и, конечно же, постоянно пополнять словарный запас.
Молодые педагоги Центра настолько умеют заразить своей любовью к родному для них узбекскому языку, что каждое занятие становится событием. Аудитория живо откликается на такое искреннее отношение, ученики вместе ищут правильные ответы на задания учителя, искренне смеются над своими неудачными ответами, с удовольствием встречаются на очередном занятии с педагогом, и друг с другом.
Спросите любую участницу нашей уже продвинутой группы Людмилу Серебряникову, Эмму Ан, Елену Шарафитдинову, Лилию Ким, Галину Стукушину, Анжелу Шин, тех, кто обучался на первом этапе, и каждый расскажет о том, что эти курсы стали событием в их жизни, помогли преодолеть пресловутый «языковой барьер». А, значит, стало гораздо проще понимать речь на узбекском языке, отвечать на нём.
Чего только не было на занятиях за эти 3 месяца! Разучивали и пели в импровизированной сценке знаменитые узбекские лапары, торговались на созданном тут же в аудитории базаре, где Азизбек Ассатиллаевич талантливо сыграл роль хитрого продавца, который кому угодно что угодно продаст!
Одной из часто повторяющихся и очень эффективных стала игра в слова, которые нарастают как снежный ком от одного ученика к другому, и всё, что говорили до тебя, необходимо тоже повторить, ну, например: «Bugun sabzi, piyoz, tarvuz, bodring oldim» и так далее, и этот список всё множится и множится от человека к человеку. Очень тренирует память и внимательность.
Вообще количество интерактивных приёмов можно было просто записывать — настолько часто и разнообразно они применялись педагогами, а главное — интересно и результативно. На вопрос — откуда такое количество интерактива — Азизбек Бердиев ответил так:
«Во время учебы в университете нам, в том числе, ставили задачу представить какие интерактивные приёмы мы будем использовать в своей предстоящей преподавательской работе. Меня это очень увлекало, я фиксировал и запоминал весь интерактив, который видел в ходе занятий, постоянно пополнял список этих приёмов из интернета. И продолжаю это с удовольствием делать. Разнообразие этих приемов в ходе занятий даёт большую эффективность».
Методика педагогов Центра обогащается постоянно. Группы формируются разные, у слушателей не одинаковый уровень базовых знаний. У большинства нулевой, но есть и те, кто уже говорит. И тут необходимо выстроить занятие так, чтобы было интересно всем, выстроить ритм чередования новых знаний, закрепления пройденного и общения, чтобы был вовлечен каждый.
«Люди приходят к нам потому, что хотят говорить на узбекском языке и я стараюсь помочь им перешагнуть «языковой барьер», выстраиваю общение после каждой пройденной темы. Очень приятно видеть, что ты делишься своими знаниями и ученики хорошо это воспринимают, с удовольствием и, в тоже время, со всей серьезностью выполняют задания, в том числе, и домашние. Наработанный опыт показал мне, что наряду с презентациями, раздаточными материалами, очень важно на занятиях заниматься живой речью. И в продвинутой группе, мы каждое третье занятие недели отводили исключительно общению, стараясь все полтора часа говорить только на узбекском языке. И это получается!».
Не забудем, что так называемая «продвинутая группа» — это те же пришедшие с нулевым знанием языка люди старшего возраста, которые после первых трех месяцев занятий приступили к изучению узбекского языка еще в течение 3 месяцев. Говорят на узбекском языке и на занятиях начальной группы и говорят много. Но те, кто хотел учить язык и дальше, говорят уже грамматически правильно, даже литературно. Во всяком случае, стремятся к этому на уроке.
«Конечно, все зависит от учеников, слушателей. Почему? Потому что у меня есть группы, где все с нуля, и есть группы, которые имеют хорошие знания. И в этом случае я изучаю аудиторию и изменяю под неё программу преподавания. То есть программа создаётся конкретно под каждую группу. Я смотрю как идет урок в каждой группе, и, если вижу, что усвоение определенной темы идёт не так быстро, то и мы замедляемся, отводим больше времени. Там, где новые знания быстрее закрепились, мы наращиваем темп и приступаем к следующим темам», — делится своими секретами методики Азизбек Бердиев.
Да, это сложнее, чем просто придерживаться единой программы занятий для всех. Но для увлеченной педагогической молодежи, это также естественно, как дышать, ведь они видят результат гибкого подхода, чувствуют понимание слушателей. И это самое важное.
Видя, как талантливо преподают эти молодые, но очень увлеченные своим делом, педагоги, очень захотелось, чтобы такой отличный опыт применялся и в школьном преподавании узбекского языка. Говорю «талантливо», потому что к ним хочется приходить на уроки, а само обучение не хочется заканчивать. Думаю, что именно в этом главный талант учителя — увлечь своим предметом. А здесь в Центре, где ставится задача за небольшой срок в 3 месяца получить видимые результаты, да еще и с такой возрастной аудиторией, — методика лучшего преподавания оттачивается день за днем. Такой опыт обязательно нужно распространять. Спрашиваю у Азизбека Ассатиллаевича — делится ли Центр своими методиками с учителями школ?
«Пока такой задачи не ставилось, но мы всегда будем рады поделиться своим опытом», — отвечает он.
Думаю, что делиться им обязательно нужно. Ведь все мы хотим, чтобы со школы дети интересовались грамотным литературным узбекским языком, в том числе, и учащиеся классов, где преподавание остальных предметов ведется на русском языке. Безусловно, сегодня слово «интерактив» знакомо каждому учителю и кое-какие наработки есть в арсенале практически у всех. И, тем не менее, та органичность, с которой постоянное общение с аудиторией и разнообразные интерактивные приёмы переплетаются на курсах в Центре — этому стоит поучится нашим школьным учителям узбекского языка. Прежде всего, для того чтобы с удовольствием видеть результаты своего труда.
И еще несколько слов об обучении взрослых, так как Центр работает именно над этим. Как оказалось, вернуться «за парты» страшно только на первый взгляд. Втягиваясь, благодаря увлеченным педагогам, в процесс обучения, взрослые, казалось бы, люди превращаются на какое-то время в учеников, возвращая себе это ощущения школьной поры, детства, студенчества. Переступить «языковой порог», который многим и мешает пробовать общаться на узбекском языке, помогает хорошая команда одногруппников, которую, опять-таки, создает доброжелательность и увлеченности своим делом педагога. Поэтому те, кто действительно ищут для себя возможность начинать учить узбекский язык, а не просто говорят об этом, сегодня имеют в Ташкенте, а может быть и в Узбекистане в целом (этим нужно интересоваться), отличную возможность просто уже начать это делать. Для начала нужно созвониться с педагогами Азизбеком Бердиевым (+998 97 553 59 19) или Мухаммадазизом Омоновым (+998 99 728 29 00), которые создают список учащихся для очередной группы. А дальше всё зависит только от самого человека.
И, напоследок. Учитель всегда был крайне важен для учеников. Но и хорошая аудитория также вдохновляет педагога. Ссылаемся на слова героя статьи:
«Я очень горжусь своей профессией, потому что я — учитель. Я смотрю на своих учеников, таких взрослых людей, с таким большим опытом. Но главное, за чем они приходят в наш Центр, — это их желание изучить узбекский язык! Я вижу их на занятиях, постоянно с ними общаюсь, вижу их глаза — и чувствую это по-настоящему сильное желание учиться. И я очень вдохновляюсь такой энергией своих учеников, и начинаю работать ещё лучше, обдумываю каждый урок, ищу, что еще применить, чтобы он им больше запомнился, чтобы новые знания еще больше заинтересовали. Мы создаём это настроение друг другу, и это лучшие моменты моей работы».
Луиза Махмудова