«Сказки Гофмана» представят в Ташкенте

2 дня назад

Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. Легендарная опера «Сказки Гофмана» композитора Жака Оффенбаха в постановке Стефано Поды впервые будет представлена на сцене ГАБТ им. А. Навои. Она является одной из самых впечатляющих современных постановок.

«Сказки Гофмана» будут показаны с 25 по 28 апреля 2025 года в программе Международного фестиваля оперы и балета в Ташкенте, сообщили сегодня, 16 января, в Фонде развития культуры и искусства.

Сюжет основан на произведениях и биографии великого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Под музыку Жака Оффенбаха, исполняемую Национальным симфоническим оркестром Узбекистана, оживают его воспоминания и творческие фантазии.

Режиссёр Стефано Пода, известный своим самобытным подходом, исследует глубины человеческой психики, показывая, что опера — это живая и универсальная форма искусства.

Первая постановка «Сказок Гофмана» была показана в 1881 году! Интересно, что это первая опера французского композитора Жака Оффенбаха, который был известен как автор оперетт и не написал на тот момент ни одной оперы.

Либретто оперы восходит к пьесе М. Карре и Ж. Барбье «Сказки Гофмана», представлявшей собой переработку рассказов Гофмана («Песочный человек», «Сказка о потерянном отражении» и «Советник Креспель»).

Позже Барбье переработал пьесу в либретто и предложил её нескольким композиторам, в том числе Оффенбаху.

Оффенбах интенсивно работал над оперой вплоть до своей смерти в 1880 году, однако не успел её закончить. На момент смерти автора в театре «Опера комик» в Париже уже начались пробы, однако не хватало некоторых деталей к третьему акту и эпилогу. Композитор Эрнест Гиро работал над завершением оперы, пользуясь черновиками Оффенбаха, однако он не успевал к премьере, и директор театра Кавальо (Cavalho) исключил весь третий акт. В итоге на премьере в начале 1881 года «Сказки Гофмана» выглядели совсем не так, как представлял их себе Оффенбах. Несмотря на это, опера имела огромный успех, и в конце года состоялась её премьера в Вене. На втором венском представлении произошёл пожар, и театр сгорел дотла. Это придало опере славу, приносящей неудачу, что помешало её будущим постановкам.

В 1904 году состоялось представление «Сказок Гофмана» в Монте-Карло. В партитуру были внесены значительные изменения, приблизившие третий неоконченный акт к стилю остальных частей оперы. Данная версия послужила основой издания Шудена (Chouden) 1907 года, получившего наибольшее распространение. В издании Шудена соблюдён оригинальный порядок актов Оффенбаха: «Олимпия», «Антония», «Джульетта». После Второй мировой войны в архивах были найдены новые материалы, написанные Оффенбахом для оперы. И с тех пор практически каждое десятилетие выходил новый вариант «Сказок Гофмана». Баркарола из третьего акта оперы звучит во многих художественных фильмах.