ИИ поможет железной дороге снизить издержки
3 недели назад
Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. Себестоимость железнодорожных перевозок Узбекистана планируется снизить на 20% за счет внедрения контроля на основе искусственного интеллекта. Об этом говорилось вчера, 13 ноября 2025 года, на совещании под председательством Президента страны.
При этом контроль на основе ИИ будет внедрен на всех этапах — от учета перевозок до управления транспортными потоками, анализа затрат и выявления возможных потерь.
Заметим, что логично, что это должно сказаться и на снижении стоимости железнодорожного транспорта, но так ли это — покажет время.
На совещании отмечено, что в 2026–2030 годах объем пассажирских и грузовых перевозок должен быть увеличен как минимум в два раза.
Для достижения этой цели запланировано строительство 151 километра новых и электрификации 182 километров действующих железнодорожных путей, а также модернизация 27 существующих станций и 1 тысячи километров железных дорог.
В частности, будут построены новые электрифицированные железнодорожные линии на маршрутах “Нурафшан – Пскент – Бука – Бекабад – Баявут – Янгиер” и “Хаваст – Даштабад”. Планируется электрифицировать маршруты “Кумкурган – Кудукли”, “Самарканд – Ургут” и “Байткурган – Паркент”, а также увеличить пропускную способность маршрутов “Ташкент – Самарканд”, “Тукимачи – Ангрен” и “Ангрен – Пап”.
Для активизации услуг пригородных железнодорожных перевозок предлагается открыть 15 новых маршрутов в дополнение к существующим 40.
В частности, организация пригородного сообщения по таким маршрутам, как “Ташкент – Нурафшан – Ахангаран – Ангрен”, “Навои – Зарафшан – Учкудук”, “Каган – Наманган – Андижан – Маргилан”, “Термез – Кумкурган – Байсун – Дарбанд”, “Нукус – Шават – Ургенч – Хива”, “Джизак – Дустлик – Айдар-Арнасай”, “Карши – Шахрисабз” позволит создать благоприятные условия для ежедневных поездок населения.
На совещании также рассмотрен вопрос расширения сети для высокоскоростных поездов. Поручено ускорить ввод в эксплуатацию 102-километровой железнодорожной линии «Навои-Бухара». Отмечено, что запуск этой линии позволит значительно сократить время и затраты на грузовые и пассажирские перевозки.
Также были намечены планы по расширению парка локомотивов и вагонов для новых открываемых и строящихся маршрутов в ближайшие годы.
В частности, планируется закупить в Китае 38 магистральных, 50 маневровых и гибридных маневровых локомотивов. Поручено совместно с корейской компанией Hyundai Rotem доставить 6 высокоскоростных электропоездов и ввести в эксплуатацию первый из них на маршруте «Ташкент-Ургенч-Хива» в следующем году. Ожидается, что это сократит время в пути с нынешних 14 часов до 7,5 часов.
Кроме того, будут расширены условия для пассажирских перевозок за счет производства 250 современных пассажирских вагонов и приобретения 23 междугородних электропоездов. Поставлены задачи по изготовлению 10 тысяч, восстановлению более 6 тысяч грузовых вагонов и капитальному ремонту 12 электровозов.
Также отмечена необходимость расширения проектов государственно-частного партнерства в железнодорожной отрасли.
Помимо этого, на встрече рассмотрен ход практической работы по строительству железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».
Президент, подчеркнув стратегическое значение этой дороги в повышении транспортной связанности в Центральной Азии и дальнейшем укреплении транзитного потенциала страны, дал указания по обеспечению качества строительных работ.
В завершение встречи ответственным лицам даны конкретные поручения по своевременной и качественной реализации проектов модернизации и расширения железнодорожной сети, широкому использованию цифровых технологий и искусственного интеллекта, оптимизации затрат, а также созданию в сфере более комфортной, безопасной и надежной среды для пассажиров и бизнеса.
Добавим, что масштабные процессы трансформации, начатые в железнодорожном секторе, уже дают положительные результаты. Отрасль впервые завершила с чистой прибылью прошлый год, а за девять месяцев текущего года чистая прибыль превысила 800 миллиардов сумов. Растут объемы транзитных и пассажирских перевозок, экспорта и инвестиций.
Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. Себестоимость железнодорожных перевозок Узбекистана планируется снизить на 20% за счет внедрения контроля на основе искусственного интеллекта. Об этом говорилось вчера, 13 ноября 2025 года, на совещании под председательством Президента страны.
При этом контроль на основе ИИ будет внедрен на всех этапах — от учета перевозок до управления транспортными потоками, анализа затрат и выявления возможных потерь.
Заметим, что логично, что это должно сказаться и на снижении стоимости железнодорожного транспорта, но так ли это — покажет время.
На совещании отмечено, что в 2026–2030 годах объем пассажирских и грузовых перевозок должен быть увеличен как минимум в два раза.
Для достижения этой цели запланировано строительство 151 километра новых и электрификации 182 километров действующих железнодорожных путей, а также модернизация 27 существующих станций и 1 тысячи километров железных дорог.
В частности, будут построены новые электрифицированные железнодорожные линии на маршрутах “Нурафшан – Пскент – Бука – Бекабад – Баявут – Янгиер” и “Хаваст – Даштабад”. Планируется электрифицировать маршруты “Кумкурган – Кудукли”, “Самарканд – Ургут” и “Байткурган – Паркент”, а также увеличить пропускную способность маршрутов “Ташкент – Самарканд”, “Тукимачи – Ангрен” и “Ангрен – Пап”.
Для активизации услуг пригородных железнодорожных перевозок предлагается открыть 15 новых маршрутов в дополнение к существующим 40.
В частности, организация пригородного сообщения по таким маршрутам, как “Ташкент – Нурафшан – Ахангаран – Ангрен”, “Навои – Зарафшан – Учкудук”, “Каган – Наманган – Андижан – Маргилан”, “Термез – Кумкурган – Байсун – Дарбанд”, “Нукус – Шават – Ургенч – Хива”, “Джизак – Дустлик – Айдар-Арнасай”, “Карши – Шахрисабз” позволит создать благоприятные условия для ежедневных поездок населения.
На совещании также рассмотрен вопрос расширения сети для высокоскоростных поездов. Поручено ускорить ввод в эксплуатацию 102-километровой железнодорожной линии «Навои-Бухара». Отмечено, что запуск этой линии позволит значительно сократить время и затраты на грузовые и пассажирские перевозки.
Также были намечены планы по расширению парка локомотивов и вагонов для новых открываемых и строящихся маршрутов в ближайшие годы.
В частности, планируется закупить в Китае 38 магистральных, 50 маневровых и гибридных маневровых локомотивов. Поручено совместно с корейской компанией Hyundai Rotem доставить 6 высокоскоростных электропоездов и ввести в эксплуатацию первый из них на маршруте «Ташкент-Ургенч-Хива» в следующем году. Ожидается, что это сократит время в пути с нынешних 14 часов до 7,5 часов.
Кроме того, будут расширены условия для пассажирских перевозок за счет производства 250 современных пассажирских вагонов и приобретения 23 междугородних электропоездов. Поставлены задачи по изготовлению 10 тысяч, восстановлению более 6 тысяч грузовых вагонов и капитальному ремонту 12 электровозов.
Также отмечена необходимость расширения проектов государственно-частного партнерства в железнодорожной отрасли.
Помимо этого, на встрече рассмотрен ход практической работы по строительству железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».
Президент, подчеркнув стратегическое значение этой дороги в повышении транспортной связанности в Центральной Азии и дальнейшем укреплении транзитного потенциала страны, дал указания по обеспечению качества строительных работ.
В завершение встречи ответственным лицам даны конкретные поручения по своевременной и качественной реализации проектов модернизации и расширения железнодорожной сети, широкому использованию цифровых технологий и искусственного интеллекта, оптимизации затрат, а также созданию в сфере более комфортной, безопасной и надежной среды для пассажиров и бизнеса.
Добавим, что масштабные процессы трансформации, начатые в железнодорожном секторе, уже дают положительные результаты. Отрасль впервые завершила с чистой прибылью прошлый год, а за девять месяцев текущего года чистая прибыль превысила 800 миллиардов сумов. Растут объемы транзитных и пассажирских перевозок, экспорта и инвестиций.