«Сердца четырех», именитые театроведы и почему театру так нужны критики
1 месяц назад
Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. Со 2 по 7 ноября 2025 года в Ташкенте проходит уникальный творческий проект «Сердца четырех». Это встречи русских драматических театров Узбекистана друг c другом, зрителем, искусствоведами, в числе которых ректор российского ГИТИСа Григорий Заславский.
Вчера, 4 ноября, Заславский, а также глава представительства Россотрудничества в Узбекистане и представитель Министерства культуры РУз встретились с журналистами на площадке ИА Sputnik Узбекистан.

Как рассказал на пресс-конференции, посвященной укреплению культурных связей между Россией и Узбекистаном, Григорий Заславский, его приезд на проект «Сердца четырех», также увенчался и еще одним важным событием — подписанием при участии Россотрудничества меморандума с Центром образования Министерства культуры Республики Узбекистан. В рамках этого сотрудничества у молодых специалистов театра страны появится возможность проходить стажировки в знаменитом ГИТИСе.
Кроме того, отметил Заславский, достигнуты договоренности о партнерстве и с Республиканским эстрадно-цирковым колледжем — также при участии представительства Россотрудничества.
Для знаменитого эксперта в сфере театрального искусства Григория Заславского этот приезд в Ташкент увенчался и еще одним важным событием — он стал почетным профессором Ташкентского института искусства и культуры.
Безусловно, приезда авторитетного эксперта ждали и театры – участники проекта «Сердца четырех». Заславский принял участие в обсуждении первых двух спектаклей, представленных на проекте, и отметил, как хорошо реагируют в Узбекистане на такие обсуждения, в том числе, на критику.
«По-моему, был очень интересный разговор и, самое главное, что разговор был живым. У вас достаточно открытые и актеры и режиссеры. Мне кажется, что очень такой был, с одной стороны, честный разговор, с другой стороны актеры были открыты к тому, чтобы услышать то, о чём говорилось», — отметил Заславский.

Проект «Сердца четырех» в этом году проходит уже в третий раз при неизменной поддержке представительства Россотрудничества в Узбекистане. Как подчеркнула на встрече со СМИ руководитель представительства Ирина Старосельская: «Это, конечно, наш флагманский проект в сфере культуры и в этот раз мы сделали упор именно на образовательную часть». Поэтому трехсторонний меморандум с участием ГИТИС и Министерства культуры Узбекистана является прекрасной возможностью сделать театральное искусство Узбекистана еще более важным и интересным для зрителя.
Особенно подчеркивалось на пресс-конференции, что возможности ГИТИСа важно использовать для подготовки педагогов, которые будут потом учить актеров, в том числе, педагогов балета, хореографов, художников-технологов, художников по костюму и гриму, сценографов, то есть тех специальностей, без которых немыслим настоящий профессиональный театр.
Особенно отметил Григорий Заславский важность подготовки театральных критиков, театроведов.
«Потому что театр — он остается в истории только благодаря театральному критику. Никакая видеофиксация, никакой аудио спектакль никогда ничего не расскажет о театральном зрелище так. Просто, потому что театр стремительно устаревает», — отметил известный театровед.
И теперь возможность подготовки в ГИТИСе таких специалистов стала еще шире — благодаря меморандуму с Центром образования Министерства культуры РУз.
Это отметила на встрече и начальник Международного управления Центра образования в сфере культуры Министерства культуры Республики Узбекистан Насиба Сабирова.
«Этот документ открывает новые возможности для развития, в первую очередь, театральной сферы, театрального образования и укрепления культурных связей между нашими странами. В рамках меморандума планируется проведение совместных мастер-классов, стажировок — повышение квалификации актеров, режиссеров, специалистов театра. Особое значение имеет создание актерского и режиссерского курса для наших узбекских студентов на базе ГИТИСа, что станет новым этапом в профессиональной подготовке молодых талантов этой сферы», — сказала она.

В ходе пресс-конференции была подчеркнута и значительная роль инициатора проекта «Сердца четырех» Ирины Хилковой. Ее энтузиазм позволяет успешно воплощаться этому сложному проекту, который в этом году объединил Государственный академический русский драматический театр, Государственный молодежный театр Узбекистана, Ферганский и Самаркандский областные русские драматические театры.
Кроме Григория Заславского в Ташкент также приглашена театральный критик, кандидат искусствоведения Марина Тимашева. По итогам творческой недели, в которой будут участвовать и приглашённые зрители, будет определён путём голосования «Лучший спектакль».
Экспертной группой, в которую вошли театроведы, режиссёры, сценографы и зрители, будут определены победители в номинациях «Лучшая мужская и женская роль», «Лучший актёрский ансамбль», «Лучший художник спектакля» и др.
Кроме того, в рамках проекта работает «Лаборатория режиссёров» с участием мастера ГИТИСа, режиссера Анны Трифоновой. Результатом Лаборатории станут эскизы по пьесе «Лес» А. Островского, которые будут представлены в завершении проекта.
Луиза Махмудова
Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. Со 2 по 7 ноября 2025 года в Ташкенте проходит уникальный творческий проект «Сердца четырех». Это встречи русских драматических театров Узбекистана друг c другом, зрителем, искусствоведами, в числе которых ректор российского ГИТИСа Григорий Заславский.
Вчера, 4 ноября, Заславский, а также глава представительства Россотрудничества в Узбекистане и представитель Министерства культуры РУз встретились с журналистами на площадке ИА Sputnik Узбекистан.

Как рассказал на пресс-конференции, посвященной укреплению культурных связей между Россией и Узбекистаном, Григорий Заславский, его приезд на проект «Сердца четырех», также увенчался и еще одним важным событием — подписанием при участии Россотрудничества меморандума с Центром образования Министерства культуры Республики Узбекистан. В рамках этого сотрудничества у молодых специалистов театра страны появится возможность проходить стажировки в знаменитом ГИТИСе.
Кроме того, отметил Заславский, достигнуты договоренности о партнерстве и с Республиканским эстрадно-цирковым колледжем — также при участии представительства Россотрудничества.
Для знаменитого эксперта в сфере театрального искусства Григория Заславского этот приезд в Ташкент увенчался и еще одним важным событием — он стал почетным профессором Ташкентского института искусства и культуры.
Безусловно, приезда авторитетного эксперта ждали и театры – участники проекта «Сердца четырех». Заславский принял участие в обсуждении первых двух спектаклей, представленных на проекте, и отметил, как хорошо реагируют в Узбекистане на такие обсуждения, в том числе, на критику.
«По-моему, был очень интересный разговор и, самое главное, что разговор был живым. У вас достаточно открытые и актеры и режиссеры. Мне кажется, что очень такой был, с одной стороны, честный разговор, с другой стороны актеры были открыты к тому, чтобы услышать то, о чём говорилось», — отметил Заславский.

Проект «Сердца четырех» в этом году проходит уже в третий раз при неизменной поддержке представительства Россотрудничества в Узбекистане. Как подчеркнула на встрече со СМИ руководитель представительства Ирина Старосельская: «Это, конечно, наш флагманский проект в сфере культуры и в этот раз мы сделали упор именно на образовательную часть». Поэтому трехсторонний меморандум с участием ГИТИС и Министерства культуры Узбекистана является прекрасной возможностью сделать театральное искусство Узбекистана еще более важным и интересным для зрителя.
Особенно подчеркивалось на пресс-конференции, что возможности ГИТИСа важно использовать для подготовки педагогов, которые будут потом учить актеров, в том числе, педагогов балета, хореографов, художников-технологов, художников по костюму и гриму, сценографов, то есть тех специальностей, без которых немыслим настоящий профессиональный театр.
Особенно отметил Григорий Заславский важность подготовки театральных критиков, театроведов.
«Потому что театр — он остается в истории только благодаря театральному критику. Никакая видеофиксация, никакой аудио спектакль никогда ничего не расскажет о театральном зрелище так. Просто, потому что театр стремительно устаревает», — отметил известный театровед.
И теперь возможность подготовки в ГИТИСе таких специалистов стала еще шире — благодаря меморандуму с Центром образования Министерства культуры РУз.
Это отметила на встрече и начальник Международного управления Центра образования в сфере культуры Министерства культуры Республики Узбекистан Насиба Сабирова.
«Этот документ открывает новые возможности для развития, в первую очередь, театральной сферы, театрального образования и укрепления культурных связей между нашими странами. В рамках меморандума планируется проведение совместных мастер-классов, стажировок — повышение квалификации актеров, режиссеров, специалистов театра. Особое значение имеет создание актерского и режиссерского курса для наших узбекских студентов на базе ГИТИСа, что станет новым этапом в профессиональной подготовке молодых талантов этой сферы», — сказала она.

В ходе пресс-конференции была подчеркнута и значительная роль инициатора проекта «Сердца четырех» Ирины Хилковой. Ее энтузиазм позволяет успешно воплощаться этому сложному проекту, который в этом году объединил Государственный академический русский драматический театр, Государственный молодежный театр Узбекистана, Ферганский и Самаркандский областные русские драматические театры.
Кроме Григория Заславского в Ташкент также приглашена театральный критик, кандидат искусствоведения Марина Тимашева. По итогам творческой недели, в которой будут участвовать и приглашённые зрители, будет определён путём голосования «Лучший спектакль».
Экспертной группой, в которую вошли театроведы, режиссёры, сценографы и зрители, будут определены победители в номинациях «Лучшая мужская и женская роль», «Лучший актёрский ансамбль», «Лучший художник спектакля» и др.
Кроме того, в рамках проекта работает «Лаборатория режиссёров» с участием мастера ГИТИСа, режиссера Анны Трифоновой. Результатом Лаборатории станут эскизы по пьесе «Лес» А. Островского, которые будут представлены в завершении проекта.
Луиза Махмудова