Случаи мошенничества с кредитами в Узбекистане выросли на 42%
1 день назад
Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. При оформлении кредитов случаи мошенничества в Узбекистане выросли на 42% в 2024 году. В 60% жалоб фигурируют лица, представлявшиеся сотрудниками компании «Click» или Центрального банка, которые получив личные данные граждан, оформляли онлайн-кредиты.
Омбудсмену (Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека) в 2024 году всего поступило свыше 6000 обращений, связанных с экономическими правами граждан. Из них — 9% связанны со случаями мошенничества.
Значительно возросло число случаев оформления кредитов в различных коммерческих банках на имя граждан без их согласия, используя их личные данные. Если в 2023 году таких обращений было 110, то в 2024 году этот показатель вырос на 42%.
В отдельных случаях на имя одного гражданина было оформлено 5-6 кредитов в различных коммерческих банках.
По данным обращениям следователи органов внутренних дел давали указания коммерческим банкам о том, что граждане не пользовались данными кредитными средствами и признаны гражданскими истцами, а до установления виновных лиц следует приостановить начисление и взыскание процентов по кредитам.
Статья 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан устанавливает, что письменные указания и постановления следователя по находящемуся в его производстве делу, данные в соответствии с законом, являются обязательными для всех предприятий, организаций, должностных лиц и граждан. Тем не менее, отмечает Омбудсмен, банки по-прежнему требуют уплаты кредита с пострадавших в результате мошенничества граждан.
В этом отношении омбудсменом было подано 5 исковых заявлений в суды по гражданским делам в интересах граждан, в результате чего кредитные договоры, заключенные с банками, были признаны недействительными. В одном случае денежные средства, оформленные на имя гражданина, были возвращены в его пользу, а также взыскана компенсация морального вреда.
Рост жалоб в этой сфере преимущественно связан с неосторожностью населения, недостаточным уровнем информационной безопасности и недостаточными экономическими знаниями.
Одним из положительных действии в этой области стало введение Центральным банком Республики Узбекистан временного порядка, направленного на предотвращение мошеннических операций с банковскими картами при онлайн-кредитовании физических лиц кредитными организациями. Данный порядок действует с 1 ноября 2024 года по 1 апреля 2025 года.
По данным Центрального банка, в 2024 году в результате 463 случаев мошеннического оформления онлайн-кредитов на имя граждан нанесен материальный ущерб в размере около 15 млрд сумов.
Следует помнить, подчеркивается в сообщении омбудсмена, что по мере развития информационных технологий появляются все новые способы обмана и мошенничества.
Для обеспечения информационной безопасности и защиты от мошенничества настоятельно рекомендуется соблюдать следующие меры предосторожности:
— Никому не сообщайте свои личные данные, такие как паспортные сведения, номер банковской карты и PIN-коды.
— Избегайте передачи личной информации в социальных сетях или незнакомым лицам.
— Не разглашайте коды подтверждения, пароли или данные для входа в банковские приложения, приходящие на ваш телефон.
— Не скачивайте незнакомые файлы, документы или ссылки, полученные через социальные сети или электронную почту, так как это могут быть вирусы или вредоносные программы.
— Не отвечайте на звонки и видеозвонки с неизвестных номеров, особенно иностранных.
— Если кто-то представляется сотрудником банка или другой организации, запросите подтверждение личности через официальные каналы.
Проявляя бдительность и осторожность, вы сможете защититься от мошенников. Обеспечение информационной безопасности – личная ответственность каждого гражданина.
Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. При оформлении кредитов случаи мошенничества в Узбекистане выросли на 42% в 2024 году. В 60% жалоб фигурируют лица, представлявшиеся сотрудниками компании «Click» или Центрального банка, которые получив личные данные граждан, оформляли онлайн-кредиты.
Омбудсмену (Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека) в 2024 году всего поступило свыше 6000 обращений, связанных с экономическими правами граждан. Из них — 9% связанны со случаями мошенничества.
Значительно возросло число случаев оформления кредитов в различных коммерческих банках на имя граждан без их согласия, используя их личные данные. Если в 2023 году таких обращений было 110, то в 2024 году этот показатель вырос на 42%.
В отдельных случаях на имя одного гражданина было оформлено 5-6 кредитов в различных коммерческих банках.
По данным обращениям следователи органов внутренних дел давали указания коммерческим банкам о том, что граждане не пользовались данными кредитными средствами и признаны гражданскими истцами, а до установления виновных лиц следует приостановить начисление и взыскание процентов по кредитам.
Статья 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан устанавливает, что письменные указания и постановления следователя по находящемуся в его производстве делу, данные в соответствии с законом, являются обязательными для всех предприятий, организаций, должностных лиц и граждан. Тем не менее, отмечает Омбудсмен, банки по-прежнему требуют уплаты кредита с пострадавших в результате мошенничества граждан.
В этом отношении омбудсменом было подано 5 исковых заявлений в суды по гражданским делам в интересах граждан, в результате чего кредитные договоры, заключенные с банками, были признаны недействительными. В одном случае денежные средства, оформленные на имя гражданина, были возвращены в его пользу, а также взыскана компенсация морального вреда.
Рост жалоб в этой сфере преимущественно связан с неосторожностью населения, недостаточным уровнем информационной безопасности и недостаточными экономическими знаниями.
Одним из положительных действии в этой области стало введение Центральным банком Республики Узбекистан временного порядка, направленного на предотвращение мошеннических операций с банковскими картами при онлайн-кредитовании физических лиц кредитными организациями. Данный порядок действует с 1 ноября 2024 года по 1 апреля 2025 года.
По данным Центрального банка, в 2024 году в результате 463 случаев мошеннического оформления онлайн-кредитов на имя граждан нанесен материальный ущерб в размере около 15 млрд сумов.
Следует помнить, подчеркивается в сообщении омбудсмена, что по мере развития информационных технологий появляются все новые способы обмана и мошенничества.
Для обеспечения информационной безопасности и защиты от мошенничества настоятельно рекомендуется соблюдать следующие меры предосторожности:
— Никому не сообщайте свои личные данные, такие как паспортные сведения, номер банковской карты и PIN-коды.
— Избегайте передачи личной информации в социальных сетях или незнакомым лицам.
— Не разглашайте коды подтверждения, пароли или данные для входа в банковские приложения, приходящие на ваш телефон.
— Не скачивайте незнакомые файлы, документы или ссылки, полученные через социальные сети или электронную почту, так как это могут быть вирусы или вредоносные программы.
— Не отвечайте на звонки и видеозвонки с неизвестных номеров, особенно иностранных.
— Если кто-то представляется сотрудником банка или другой организации, запросите подтверждение личности через официальные каналы.
Проявляя бдительность и осторожность, вы сможете защититься от мошенников. Обеспечение информационной безопасности – личная ответственность каждого гражданина.