ГОРОДА, КОТОРЫЕ ВОЗВОДЯТСЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
4 года назад
Города и дороги возводятся для людей, а значит они должны быть не только удобными и иметь современный дизайн, но и основываться на интегрированном плане городского развития, быть устойчивыми к внешним воздействиям, органически сочетаться с «зелёной» инфраструктурой, и способствовать общественному здоровью. Путь к этому лежит через «зеленое» развитие городов.
Прежде всего необходимы современные подходы к системе интегрированного городского планирования, в которой необходимо учитывать текущие и будущие риски. В их числе процесс климатического изменения, состояние экологии городов и её связь с прогнозом роста городского населения, автотранспортных средств, темпами строительных работ и другими факторами. Если не развивать города по зеленому пути, они, в частности, будут неспособны полноценно функционировать и могут стать «капканом» для местного населения в периоды неблагоприятных внешних воздействий, таких, как знойное лето (эффект «острова тепла» из-за обилия бетонированных поверхностей и асфальтирования), многолетняя засуха или пандемии, подобные COVID-19.
Уроки пандемии показали, что люди не могут больше откладывать на потом решение проблем, о которых они знают уже сейчас. Более того, человечество должно четко прогнозировать возможные риски, и выбирать тот путь развития, который поможет их минимизировать. Путь, который лежит через зелёное развитие.
Эти вопросы обсуждались на международном онлайн-форуме «Навстречу новым возможностям: Зелёное восстановление Узбекистана после пандемии коронавируса COVID-19», организованном 3-4 марта 2021 года Программой Развития ООН и Правительством Узбекистана совместно с рядом партнёров.
Именно города, благодаря растущей концентрации людей на квадратный километр, сегодня являются ключевым местом для реализации мероприятий по борьбе с изменением климата и другими актуальными рисками. Именно здесь, как показала пандемия COVID-19, наиболее четко прослеживается взаимосвязь состояния экологии, экономики и здоровья людей. А значит, используя этот урок, необходимо начинать постковидное городское развитие по зеленому сценарию. Для этого, безусловно, необходимо объединение ресурсов и опыта разных сторон – от правительства, городской администрации, частного сектора, общественности до международных партнеров и зеленых инвестиций. То, что сегодня называется межсекторальным подходом, основанным на консультации и сотрудничестве с ключевыми заинтересованными сторонами.
Что можно начинать предпринимать уже сегодня для развития городов по зеленому пути? Зеленая экономика – это не только внедрение современных технологий, это и средство выявления, количественного измерения и оценки экосистемных товаров и услуг. То есть возможность идти к принятию любых решений по городскому развитию, через анализ того – а как это отразится на нормальной, а значит экологичной, жизни города сегодня и завтра. Взять хотя бы тенденцию к потеплению климата, которую уже невозможно не учитывать, при росте нагрузки городов.
Зеленое развитие городов начинается с ближнесрочного планирования (1-5 лет) и перспективных планов по развитию (5-20 лет), в том числе, строительного и жилищного секторов. При городском планировании важно применение стандартов, которые будут работать не только на сегодняшний день, но и с учётом перспективы – то есть того, как это отзовется через 10-20 и более лет. Сегодня в мире уже пользуются такими стандартами, в частности, LEED (стандарты Лидерства в энергетическом и экологическом проектировании) или BREEAM (Метод экологической оценки исследовательского центра строительства). Изучая имеющийся опыт, есть возможность начинать его применять и видеть реальные результаты.
Это необходимо, потому что сегодня те же строительные работы ведутся с использованием технологий и процессов, не отвечающих передовым стандартам, в частности, на строительных площадках отсутствуют специальные правила по предотвращению загрязнений.
Современный подход к процессам реконструкции и строительства инфраструктуры включает создание большего количества зеленых зон и парков. И основано это на четких расчётах тех экономических и социальных выгод, которые дают такие практики озеленения и ландшафтного дизайна. То есть, опять-таки, городское планирование, основанное на современных методах и подходах. Примеры такого планирования в своих странах были приведены участниками международного онлайн-форума.
Города – это и колоссальный источник выбросов парниковых газов, влияющих на процесс климатических изменений. И, если ничего не изменить, с ростом городов, будет усиливаться и объем выбросов. Путь – сделать энергоэффективным все новое строительство домов и зданий и с нулевым выбросом углерода. Как это сделать – использовать внедрение энергоэффективных технологий и решений с нулевым уровнем выбросов в производстве строительных материалов, того же цемента. Да, это потребует изучения и внедрения этих новых технологий, но другого пути просто нет. Разрушая экологию, мы разрушаем свою жизнь. И как показала пандемия, если мы сами не возьмем решение проблемы в свои руки, за нас этого никто не сделает.
Как показывает международный опыт, энергоэффективности строительного оборудования и материалов очень способствует развитие их местного производства. И здесь свою роль может сыграть государственная поддержка предприятий по выпуску изоляционных материалов, окон, изолированных труб и другой продукции. Это реальный путь добиться большей энергоэффективности городского строительства.
Необходим также серьезный мониторинг со стороны достаточного числа высококвалифицированных инспекторов за внедрением в строительстве и отоплении зданий новых энергоэффективных стандартов. Это даёт возможность обеспечить реальную прозрачность и стандартизацию процессов. С учетом того, какими темпами идет сейчас строительство в Узбекистане, мониторинг такого уровня необходимо организовать как можно скорее, ведь уже сегодня в стране принято немало решений по энергоэффективности. Теперь важно проанализировать их соблюдение на каждом объекте строительства.
Прозрачность даст возможность создания системы достоверных данных, недостаточность которых сегодня снижает эффективность городского планирования. Больше того, для эффективного развития городов необходимо наладить стратегическое городское планирование на основе сценариев для выявления рисков, понимания взаимосвязей и устранения факторов риска. Также важно наладить взаимодействие, создание сетей и обмен опытом между городами, что обеспечит платформу для изучения передового опыта и получения практических технических рекомендаций. При сегодняшнем уровне цифровизации это несложно, главное – квалифицированные специалисты, всесторонний анализ успешных практик, в том числе местных, и их внедрение. Это приведет не только к успешному и перспективному развитию городов, но и улучшению процессов общего управления в стране.
Нельзя обойти в зеленом развитии городов и такой аспект, как управление отходами, являющийся одним из актуальных вопросов экосистемы, как самих городов, как одних из основных источников отходов, так и непосредственно полигонов для хранения отходов.
Современное сохранение экоустойчивости в любой стране невозможно без создания современной инфраструктуры и предприятий по переработке промышленных отходов, стимулирование устойчивости их деятельности. Для эффективного создания такой инфраструктуры в ходе онлайн форума обсуждён ряд этапов. В их числе: проведение оценки всех крупных полигонов отходов на предмет содержания полезных веществ и проведение инспекции для обеспечения 100% соответствия отходов экологическим стандартам; уточнение правил классификации отходов и приведение их в соответствие с лучшей международной практикой, в частности, стандартами Евросоюза; определение рентабельности переработки и расчёта необходимых инвестиций; определение вариантов переработки либо захоронения опасных и токсичных отходов.
В ходе обсуждения зеленых сценариев развития городов, участниками онлайн-форума представлены также успешные технологии организации дорожной инфраструктуры, производственной деятельности городов, управления сточными водами, доступ к источникам зеленого финансирования для реализации перспективных проектов и другие аспекты, позволяющие продвигаться развитию городов по зеленому сценарию. Для создания лучших условий для проживающих в них людей, для повышения устойчивости городов к климатическим и неклиматическим кризисам, возможность которых доказала пандемия.
Именно получив уроки сопротивления COVID-19, люди во всех странах мира, включая Узбекистан, имеют шанс понять всю важность развития по зеленому пути. Не делать этого, значит шаг за шагом ухудшать качество своей жизни и жизни своих детей и последующих поколений. Чем позже люди возьмутся за зеленое развитие, тем сложнее будет возвращаться к прежнему уровню ситуации, в частности, такому, как сегодня. И только от нас зависит настолько мы зрелое, грамотное и осознанное взрослое население, чтобы начать действовать здесь и сейчас, не упуская ситуацию. А то, что выбор зеленого пути развития своей страны зависит от каждого из нас, красноречиво свидетельствовали примеры, приведенные участниками международного онлайн-форума.
Добавим, что в октябре 2019 года в стране принята «Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов».
Стратегией установлены целевые показатели по сокращению выбросов за счет повышения энергоэффективности, расширения использования возобновляемых источников энергии, повышения ресурсоэффективности и урожайности сельскохозяйственных культур, а также ограничения деградации земель.
В свою очередь пандемия COVID-19 наглядно продемонстрировала, что общественное здравоохранение тесно связано с климатом и природой. Уроки пандемии являются для всего мира стимулом начать «зеленое» восстановление за счет устойчивого использования природных ресурсов, смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним. Сегодня очевидна важность использования возможности выхода из кризиса по более экологичному, низкоуглеродному пути, где восстановление экономики становится возможным без увеличения выбросов парниковых газов.
Города и дороги возводятся для людей, а значит они должны быть не только удобными и иметь современный дизайн, но и основываться на интегрированном плане городского развития, быть устойчивыми к внешним воздействиям, органически сочетаться с «зелёной» инфраструктурой, и способствовать общественному здоровью. Путь к этому лежит через «зеленое» развитие городов.
Прежде всего необходимы современные подходы к системе интегрированного городского планирования, в которой необходимо учитывать текущие и будущие риски. В их числе процесс климатического изменения, состояние экологии городов и её связь с прогнозом роста городского населения, автотранспортных средств, темпами строительных работ и другими факторами. Если не развивать города по зеленому пути, они, в частности, будут неспособны полноценно функционировать и могут стать «капканом» для местного населения в периоды неблагоприятных внешних воздействий, таких, как знойное лето (эффект «острова тепла» из-за обилия бетонированных поверхностей и асфальтирования), многолетняя засуха или пандемии, подобные COVID-19.
Уроки пандемии показали, что люди не могут больше откладывать на потом решение проблем, о которых они знают уже сейчас. Более того, человечество должно четко прогнозировать возможные риски, и выбирать тот путь развития, который поможет их минимизировать. Путь, который лежит через зелёное развитие.
Эти вопросы обсуждались на международном онлайн-форуме «Навстречу новым возможностям: Зелёное восстановление Узбекистана после пандемии коронавируса COVID-19», организованном 3-4 марта 2021 года Программой Развития ООН и Правительством Узбекистана совместно с рядом партнёров.
Именно города, благодаря растущей концентрации людей на квадратный километр, сегодня являются ключевым местом для реализации мероприятий по борьбе с изменением климата и другими актуальными рисками. Именно здесь, как показала пандемия COVID-19, наиболее четко прослеживается взаимосвязь состояния экологии, экономики и здоровья людей. А значит, используя этот урок, необходимо начинать постковидное городское развитие по зеленому сценарию. Для этого, безусловно, необходимо объединение ресурсов и опыта разных сторон – от правительства, городской администрации, частного сектора, общественности до международных партнеров и зеленых инвестиций. То, что сегодня называется межсекторальным подходом, основанным на консультации и сотрудничестве с ключевыми заинтересованными сторонами.
Что можно начинать предпринимать уже сегодня для развития городов по зеленому пути? Зеленая экономика – это не только внедрение современных технологий, это и средство выявления, количественного измерения и оценки экосистемных товаров и услуг. То есть возможность идти к принятию любых решений по городскому развитию, через анализ того – а как это отразится на нормальной, а значит экологичной, жизни города сегодня и завтра. Взять хотя бы тенденцию к потеплению климата, которую уже невозможно не учитывать, при росте нагрузки городов.
Зеленое развитие городов начинается с ближнесрочного планирования (1-5 лет) и перспективных планов по развитию (5-20 лет), в том числе, строительного и жилищного секторов. При городском планировании важно применение стандартов, которые будут работать не только на сегодняшний день, но и с учётом перспективы – то есть того, как это отзовется через 10-20 и более лет. Сегодня в мире уже пользуются такими стандартами, в частности, LEED (стандарты Лидерства в энергетическом и экологическом проектировании) или BREEAM (Метод экологической оценки исследовательского центра строительства). Изучая имеющийся опыт, есть возможность начинать его применять и видеть реальные результаты.
Это необходимо, потому что сегодня те же строительные работы ведутся с использованием технологий и процессов, не отвечающих передовым стандартам, в частности, на строительных площадках отсутствуют специальные правила по предотвращению загрязнений.
Современный подход к процессам реконструкции и строительства инфраструктуры включает создание большего количества зеленых зон и парков. И основано это на четких расчётах тех экономических и социальных выгод, которые дают такие практики озеленения и ландшафтного дизайна. То есть, опять-таки, городское планирование, основанное на современных методах и подходах. Примеры такого планирования в своих странах были приведены участниками международного онлайн-форума.
Города – это и колоссальный источник выбросов парниковых газов, влияющих на процесс климатических изменений. И, если ничего не изменить, с ростом городов, будет усиливаться и объем выбросов. Путь – сделать энергоэффективным все новое строительство домов и зданий и с нулевым выбросом углерода. Как это сделать – использовать внедрение энергоэффективных технологий и решений с нулевым уровнем выбросов в производстве строительных материалов, того же цемента. Да, это потребует изучения и внедрения этих новых технологий, но другого пути просто нет. Разрушая экологию, мы разрушаем свою жизнь. И как показала пандемия, если мы сами не возьмем решение проблемы в свои руки, за нас этого никто не сделает.
Как показывает международный опыт, энергоэффективности строительного оборудования и материалов очень способствует развитие их местного производства. И здесь свою роль может сыграть государственная поддержка предприятий по выпуску изоляционных материалов, окон, изолированных труб и другой продукции. Это реальный путь добиться большей энергоэффективности городского строительства.
Необходим также серьезный мониторинг со стороны достаточного числа высококвалифицированных инспекторов за внедрением в строительстве и отоплении зданий новых энергоэффективных стандартов. Это даёт возможность обеспечить реальную прозрачность и стандартизацию процессов. С учетом того, какими темпами идет сейчас строительство в Узбекистане, мониторинг такого уровня необходимо организовать как можно скорее, ведь уже сегодня в стране принято немало решений по энергоэффективности. Теперь важно проанализировать их соблюдение на каждом объекте строительства.
Прозрачность даст возможность создания системы достоверных данных, недостаточность которых сегодня снижает эффективность городского планирования. Больше того, для эффективного развития городов необходимо наладить стратегическое городское планирование на основе сценариев для выявления рисков, понимания взаимосвязей и устранения факторов риска. Также важно наладить взаимодействие, создание сетей и обмен опытом между городами, что обеспечит платформу для изучения передового опыта и получения практических технических рекомендаций. При сегодняшнем уровне цифровизации это несложно, главное – квалифицированные специалисты, всесторонний анализ успешных практик, в том числе местных, и их внедрение. Это приведет не только к успешному и перспективному развитию городов, но и улучшению процессов общего управления в стране.
Нельзя обойти в зеленом развитии городов и такой аспект, как управление отходами, являющийся одним из актуальных вопросов экосистемы, как самих городов, как одних из основных источников отходов, так и непосредственно полигонов для хранения отходов.
Современное сохранение экоустойчивости в любой стране невозможно без создания современной инфраструктуры и предприятий по переработке промышленных отходов, стимулирование устойчивости их деятельности. Для эффективного создания такой инфраструктуры в ходе онлайн форума обсуждён ряд этапов. В их числе: проведение оценки всех крупных полигонов отходов на предмет содержания полезных веществ и проведение инспекции для обеспечения 100% соответствия отходов экологическим стандартам; уточнение правил классификации отходов и приведение их в соответствие с лучшей международной практикой, в частности, стандартами Евросоюза; определение рентабельности переработки и расчёта необходимых инвестиций; определение вариантов переработки либо захоронения опасных и токсичных отходов.
В ходе обсуждения зеленых сценариев развития городов, участниками онлайн-форума представлены также успешные технологии организации дорожной инфраструктуры, производственной деятельности городов, управления сточными водами, доступ к источникам зеленого финансирования для реализации перспективных проектов и другие аспекты, позволяющие продвигаться развитию городов по зеленому сценарию. Для создания лучших условий для проживающих в них людей, для повышения устойчивости городов к климатическим и неклиматическим кризисам, возможность которых доказала пандемия.
Именно получив уроки сопротивления COVID-19, люди во всех странах мира, включая Узбекистан, имеют шанс понять всю важность развития по зеленому пути. Не делать этого, значит шаг за шагом ухудшать качество своей жизни и жизни своих детей и последующих поколений. Чем позже люди возьмутся за зеленое развитие, тем сложнее будет возвращаться к прежнему уровню ситуации, в частности, такому, как сегодня. И только от нас зависит настолько мы зрелое, грамотное и осознанное взрослое население, чтобы начать действовать здесь и сейчас, не упуская ситуацию. А то, что выбор зеленого пути развития своей страны зависит от каждого из нас, красноречиво свидетельствовали примеры, приведенные участниками международного онлайн-форума.
Добавим, что в октябре 2019 года в стране принята «Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов».
Стратегией установлены целевые показатели по сокращению выбросов за счет повышения энергоэффективности, расширения использования возобновляемых источников энергии, повышения ресурсоэффективности и урожайности сельскохозяйственных культур, а также ограничения деградации земель.
В свою очередь пандемия COVID-19 наглядно продемонстрировала, что общественное здравоохранение тесно связано с климатом и природой. Уроки пандемии являются для всего мира стимулом начать «зеленое» восстановление за счет устойчивого использования природных ресурсов, смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним. Сегодня очевидна важность использования возможности выхода из кризиса по более экологичному, низкоуглеродному пути, где восстановление экономики становится возможным без увеличения выбросов парниковых газов.