Онлайн-кредиты будут пока выдаваться по-новому

1 месяц назад

 

Узбекистан, Ташкент – Sharq-press. Онлайн-кредиты будут пока выдаваться по-новому в Узбекистане – в связи с участившимися случаями мошенничества.

Центробанк Узбекистана сегодня, 8 октября 2024 года, прокомментировал внедрение нового временного порядка выдачи онлайн-кредитов кредитными организациями.

ЦБУ сообщает: «На сегодняшний день участились случаи оформления онлайн-кредитов на имя граждан через мобильные приложения коммерческих банков с использованием методов социальной инженерии посредством цифровых технологий, а также незаконного присвоения кредитных средств, поступивших на банковские карты, через P2P-переводы.

За прошедший период текущего года путем мошеннического оформления онлайн-кредитов на имя граждан в 463 случаях был нанесен материальный ущерб в размере около 15 миллиардов сумов».

С целью предотвращения данного вида мошенничества был изучен опыт ряда стран и выявлено, что для предотвращения случаев мошенничества при выдаче онлайн-кредитов в Европейском Союзе, Австралии и Российской Федерации существует практика 14-дневного т. н. «периода охлаждения», в США – 3-х дневного, в Канаде – 2-х дневного «периода охлаждения».

«В связи с этим с 1 ноября 2024 года по 1 апреля 2025 года вводится новый порядок. Теперь граждане должны пройти биометрическую идентификацию в процессе подачи заявки на выдачу кредита через мобильное приложение кредитной организации.

Установление данного требования позволит удостовериться, что заявка на получение кредита подана лично гражданином, и еще раз подтвердить его личность», уточняет Центробанк.

«Согласно временному порядку, кредитные организации после подачи гражданином заявления на получение кредита проводят проверку (скоринг) его кредитной истории в базе данных кредитных бюро в 2 этапа (после поступления заявления и до выделения кредитных средств). Если в результате проверки будет установлено, что у клиента отрицательная кредитная история или повышенная долговая нагрузка, за короткий период было выдано несколько кредитов, и долговая нагрузка резко возросла, в выделении кредита будет отказано или будет выделена другая сумма.

Это предотвратит выделение кредитных средств несколькими кредитными организациями на имя граждан, ставших жертвами мошенников.

Кроме того, если гражданин, прошедший новую регистрацию через мобильное приложение кредитной организации или вошедший в существующий аккаунт с другого устройства, впервые получает онлайн-кредит в течение 48 часов с момента выделения данного кредита будут установлены ограничения на P2P-операции за счет кредита, переводы на счета физических лиц и электронные кошельки, пополнение счета телефонного номера через операторов мобильной связи, денежные переводы за рубеж и онлайн-обмен валюты.

Для снятия этих ограничений, клиент в течение 48 часов должен позвонить на номера телефонов, указанные в СМС-сообщении, отправленном кредитной организацией, и сообщить, что он получил кредит без влияния мошенников. Сотрудник кредитной организации повторно свяжется с клиентом, проверит правильность предоставленной информации и проведет дополнительное подтверждение.

Вышеуказанные ограничения не влияют на возможность обналичивания выделенных кредитных средств гражданином по своему усмотрению или на такие операции, как оплата товаров и услуг, и эти операции могут осуществляться без каких-либо ограничений.

Если после перевода кредитных средств на банковскую карту гражданина денежные средства не были израсходованы, и в течение 48 часов будет установлено, что заявление на получение кредита было подано клиентом под влиянием мошенников, или если клиент не пройдет дополнительное подтверждение, кредитный договор будет расторгнут кредитной организацией, а выделенные денежные средства будут возвращены на счет кредитной организации», — говорится в сообщении ЦБУ.