Транспортная взаимосвязанность региона. Станет ли она реальностью и когда?

2 месяца назад

Узбекистан, Ташкент – Sharq-press. Страны Центральной Азии и соседи региона всё больше задумываются о взаимосвязанности в процессе создания транспортных коридоров. Об этом говорили в ходе видео-моста 11 сентября 2024 года эксперты Узбекистана, Казахстана, Азербайджана. Свое мнение высказала также российская сторона.

Ответы на вопрос главного редактора Sharq-press.uz обозначили не только схожесть позиций, но и дали возможность напомнить об инициативах глав государств. Суть вопроса к экспертам: имея такое множество инициатив по проектам международных транспортных коридоров, есть ли возможность анализировать, сопоставлять предложения, которые выдвигают разные страны? Как избежать дублирования инициатив, существует ли межгосударственная структура, способная заняться таким анализом?

Благодаря Sputnik.uz, организовавшему эту диалоговую площадку, своим мнением по затронутой теме, смогли поделиться эксперты разных стран.

Учитывая, что основным вопросом обсуждения стало развитие транспортных коридоров ШОС и ЕАЭС, первым спикером было отмечено, что новые инициативы стран звучат в рамках той же ШОС, встреч глав государств Центральной Азии. Об этом, отвечая на вопрос, сказал директор Центра изучения проблем развития транспорта и логистики при Министерстве транспорта Республики Узбекистан Бекзод Холматов.

При этом вопрос взаимоувязанности таких инициатив пока остается открытым. Поэтому не случайно, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на Генеральной ассамблее ООН предложил создать региональный центр по транспортной взаимосвязанности под эгидой ООН. В настоящее время завершена разработка необходимой документации по этой инициативе, идет процесс ее согласования.

«Создание такой региональной транспортно-коммуникационной взаимосвязанности именно в рамках Центральной Азии и соседних стран, дало бы возможность создания аналитического центра для изучения проблем, объединения усилий, помогло разработать какие-то единые стратегии, подходы к развитию коридоров», — сказал Бекзод Холматов.

Такая интеграция стран помогла бы ускорить процесс создания эффективных транспортных коридоров, необходимых для развития современной экономики, отметил спикер.

Казахстанский спикер также отметила важность поднятого вопроса. Руководитель управления Департамента транспортной политики Министерства транспорта Республики Казахстан Асемгуль Рахметова сказала:

«Как раз в этом году в Казахстане проходила консультативная встреча   глав государств Центральной Азии. На данном мероприятии Касым-Жомарт Кемелевич, глава нашего государства, озвучил инициативу по разработке комплексной стратегии развития стран Центральной Азии в части развития транспортных коридоров. На сегодняшний день данный документ нами разрабатывается, мы понимаем, что Центральной Азии необходимо комплексно развивать транспортные коридоры. Поэтому данная инициатива была озвучена и нами сейчас проводится работа».

Как подчеркнул азербайджанский эксперт, вопрос о взаимосвязанности усилий действительно очень актуален. Ведущий научный сотрудник Института экономики министерства науки и образования Азербайджана доцент Эмин Мамедзаде считает:

«Транспорт является той отраслью, которая объединяет нас и реально мы нуждаемся в надгосударственной такой организации, которая координировала бы».

Он подчеркнул, что Президент Азербайджана Ильхам Алиев, который недавно был с визитом в странах Центральной Азии, предложил создать цифровизацию всей региональной транспортной системы, включая Азербайджан.

«Это тоже позволит нам, анализировать всё реальное положение, а также его развивать. И как отметил коллега из Узбекистана, на самом деле создание такого, наподобие ЭСКАТО, института — я считаю, что этот институт поощрял бы цифровизацию этой системы», — отметил спикер.

Эмин Мамедзаде также подчеркнул, что в современных условиях важно снижать зависимость от внешних факторов. Поэтому так важно наращивать кооперирование. Так что создание такого органа, который бы координировал транспортные коридоры, для региональных стран, стран СНГ, внесет свой вклад в обеспечения их экономической устойчивости.

Как подчеркнул российский эксперт, началом может стать создание диалоговой платформы. Советник по международному сотрудничеству АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Российской Федерации Юрий Петров отметил:

«Может быть для начала создать диалоговую платформу, чтобы в свободном режиме можно было бы странам, которые одновременно является и несут обязательства в ШОС, несут обязательства в ЕАЭС, — чтобы там, по крайней мере, можно было бы высказаться и договориться о том в каком направлении идти».

Таким образом, дискуссия при ответе на вопрос показала – эксперты стран видят хорошую отдачу от выработки механизма взаимосвязанности инициатив по транспортным коридорам. Более того – различные инициативы в этом направлении предложены главами стран региона. Будет ли это иметь реальное воплощение и как оно повлияет на экономическое и общественное развитие наших стран – покажет время. По всей видимости, скоро.

Луиза Махмудова