Китайское школьное чудо

11 месяцев назад

Узбекистан, Ташкент – sharq-press В школах Китая не пользуются телефонами. Классы в школах посменно убирают сами ученики, а дотации на питание предоставляет государство.

О таких наблюдениях рассказывает побывавший в КНР доктор технических наук Дониёр Холикулов — заместитель директора АФ ТГТУ по научной работе и инновациям. Он посетил Пекин в составе делегации Агентства инновационного развития при Министерстве высшего образования, науки и инноваций и руководителей ряда вузов Узбекистана.

Поездка состоялась в рамках проекта Chinese Bridge (Китайский мост) и в столице КНР побывали 40 человек, в том числе восемь — из Узбекистана, 20 — из Непала, двое — из Беларуси и десять — из Италии.

В целом структура общего образования в Китае такова:

— с трех до шести лет дети получают дошкольное образование в детских садах и в этом возрасте их начинают приучать к строгой дисциплине;

— следующие шесть лет ребенок проводит в начальной школе, где он получает базовые знания о мире и обществе;

— еще три года занимает обучение в средней школе — на этой ступени дети углубляются в точные науки, изучают политику, информатику и иностранные языки;

— по окончании средней школы учащиеся считаются достаточно подготовленными, чтобы получить среднее профессиональное образование и пойти работать;

— последние три года в школе — это обучение в старших классах, где ребят подготавливают к поступлению в вуз.

У школьников крайне высокая учебная нагрузка и это главный фактор, отличающий школы КНР от многих других. Китайские дети рано встают, чтобы прийти в учебное заведение к восьми утра, отмечает Д.  Холикулов.

Что еще характерно для китайской системы школьного образования:

— школы КНР немаловажное внимание уделяют библиотекам. В месяц учитель в среднем читает 15 книг, а ученик – две, затем они обсуждают прочитанное;

— при каждой школе есть общежитие;

— ученики младших классов покидают стены учебного заведения не ранее 16.30, а старшеклассники — ближе к 21.00. Все это время они занимаются уроками;

— в течение дня школьникам разрешены лишь небольшие перерывы чтобы перекусить, физические занятия и отдых. Таким образом с детства приучают интенсивно учиться и эффективно организовывать время, что объясняет истоки китайского трудолюбия и неутомимости;

— таким образом ученики оканчивают школу уже будучи работоспособными и дисциплинированными людьми, к тому же владеющими навыками тайм-менеджмента;

— в среднем в расписании школьников ежедневно семь уроков по 40 минут;

— перед первым уроком практикуется утреннее чтение книг под контролем наставника;

— половину обеденного времени, рассчитанного на два часа, дети уделяют дополнительным занятиям по основным предметам: математике и китайскому языку;

— интересно, что после школы юные китайцы не спешат быстрее уйти домой, а в основном идут заниматься в библиотеку.

В начальных классах ребятам преподают китайский и английский языки, математику и природоведение, историю, рисование, музыку, физкультуру. В средней школе появляются химия, физика, биология, обществознание, информатика и ОБЖ.

Важнейшей дисциплиной для китайских учащихся является родной язык, которому отводится примерно 11 уроков в неделю. Главная причина такой нагрузки в том, что китайский язык очень трудный. Школьникам за годы обучения приходится заучивать несколько тысяч иероглифов. Причем их нужно не только запомнить, но и научиться грамотно воспроизводить как на письме, так и в устной речи. Математике отводится пять уроков в неделю и один дополнительный час. Еще пять уроков еженедельно занимает изучение английского. Другие предметы рассчитаны в среднем на один-два часа.

В китайских школах нацелены на формирование в ребенке самостоятельного мышления. Хоть в классах и есть электронные доски, ручная работа ценится очень высоко.

В современных китайских школах все больше уделяется внимания художественному развитию учащихся. Один из способов привлечь детей к искусству — создание картинных галерей и выставочных залов непосредственно в учебном заведении. Выставки также предоставляют учащимся возможность проявить творческий потенциал, представить свои работы и получить признание товарищей и учителей. Это способствует самоутверждению, повышению их самооценки, уверенности в себе.

Школьники после первого урока занимаются спортом во дворе школы: кто-то может играть в баскетбол, волейбол, теннис, прыгать через скакалку или просто играть с мячом. Школа таким образом развивает в школьниках и навыки командной работы.

Интересно то, что во всех учебных заведениях Китая есть свои музеи. Это своеобразная традиция. История каждой школы отражена на стенах учебного заведения: кто основал и в каком году, кто учился в разные годы, какие учителя работали или важные события происходили в жизни школы. Кроме того, почти в каждом учебном заведении имеется свой журнал или газета.

Свыше 50 вузов Китая входит в число 500 лучших университетов мира. Международный рейтинг обновляется каждый год, включая наиболее инновационные, современные и влиятельные вузы. Два университета, расположенные в Пекине, стабильно попадают в первые строчки нескольких десятков вузов мирового рейтинга, что еще раз говорит о том, насколько высоко ценится образование, полученное в Китае.

 

Чтобы поступить в университет, школьники сдают общегосударственный единый экзамен, который определяет их шансы на поступление в вуз. В росте числа молодых людей с высшим образованием заинтересовано не только государство, но и муниципалитеты, и частные компании КНР. Отсюда разнообразие грантов и стипендий на обучение в вузах. Также распространены кредиты на обучение.

Учеба в Поднебесной становится доступнее. При этом конкурс на бюджетные места по-прежнему велик, поэтому даже поступление на платное отделение — праздник для всей семьи. Диплом выпускника китайского вуза — гарант успешной карьеры.

В местных вузах много домашних заданий. То есть студенты по большей части готовят и усваивают уроки самостоятельно. Более того, учиться в государственном университете немного сложнее и дороже, чем в частном, отмечает автор публикации.