Новая экспертная площадка подвела итоги первого года работы

4 недели назад

Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. Сообщество экспертов Узбекистана, России, Казахстана, Кыргызстана, и Таджикистана провело 24 декабря 2025 года в Ташкенте мероприятие, на котором подведены итоги работы международной экспертной площадки специалистов в 2025 году. Инициаторами ее создания стали Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа), Центр исследовательских инициатив «Ma’no» (г. Ташкент) и сетевое издание Восточный экспресс (ВЭС24).

Идея такого объединения экспертов стран Центральной Азии и России была выдвинута в декабре 2024 года, и она воплотилась в проведении 8 встреч в онлайн и офлайн форматах.

Итоговая встреча года получила название «Центральная Азия и Россия – 2025: итоги года и контуры будущего». Как отметил, открывая обсуждение, руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Центра «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов, суть проекта — в обсуждении острых вопросов, которые касаются взаимодействия России и стран Центральной Азии, взаимодействия евразийского региона и в целом ключевых проблем современности, которые касаются этих стран.

Одним из актуальных направлений проекта является создание школы молодых политологов. Об этом сразу заговорил в ходе итоговой встречи руководитель Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев.

«Основная беда сегодня заключается в том, что, к сожалению, нет каких-то постоянно действующих, пусть даже онлайн, форматов, где бы молодые эксперты наших стран могли бы выступать, могли бы предлагать свои идеи, иметь возможность делиться своим видением и включаться в экспертные дискуссии. Наша платформа, в частности, предоставляет такую возможность.  Это самое главное», — отметил Б. Эргашев.

Он подчеркнул, что в ходе экспертных дискуссий удалось создать за год действующую эффективную платформу, где поднимаются актуальные вопросы, требующие обсуждения.

«Эти дискуссии показали, что даже внутри нашего экспертного сообщества есть разные мнения, разное понимание того, что необходимо делать по водной проблематике, по энергетической проблематике, по проблеме взаимодействия стран региона с внешними региональными игроками. Наконец — что такое информационный суверенитет в эпоху формирования многополярности? Это очень серьезные вопросы, на которые эксперты должны давать ответы», — выразил своё мнение руководитель «Ma’no».

Действительно, среди тех серьезных вопросов, на которые эксперты должны давать ответы, в частности такой, как: «Что такое информационный суверенитет в эпоху формирования многополярности?».

«Очень легко говорить о суверенитете, а мы понимаем, каким должен быть? Какими инструментами, механизмами он должен защищаться, должен продвигаться. Ситуация будет только усиливаться в этом направлении, а думать об этом, предлагать свои решения — это наша задача.

Никто не снимает вопросы региональной безопасности, которые идут прямо сейчас в эпоху, опять же, очень жестких пертурбаций, и которым мы являемся свидетелями. А что делать с региональной безопасностью? Существующие механизмы способны решать эти вопросы или нам нужно думать о других вариантах? И в этой связи, например, для нас очень важно было бы поднять вопрос об общей евразийской безопасности и месте и роли комплекса региональной безопасности в Центральной Азии в общей евразийской безопасности. Очень много вопросов, на которые нужно искать ответы и, наверное, наша площадка для этого существует, чтобы говорить и слушать друг друга, дискутировать и предлагать свои решения», — подчеркнул Бахтиёр Эргашев.

Говоря об итогах уходящего 2025 года, руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра «Берлек-Единство» Артур Сулейманов отметил, что одним из важных факторов международных отношений стал фактор доверия.

«Здесь я имею ввиду, как раз Россию и страны Центральной Азии. Более того, именно в 2025 году я наблюдал за очень интересной тенденцией, касающейся такого понятия, как «евразийство». Мы все прекрасно понимаем, что отношение к евразийству в странах СНГ, в России, Центральной Азии — оно было несколько трансформировано. Если в 90-годы вкладывался один смысл в евразийство, которое скорее рассматривалось, как некое философское направление, то в 2025 году евразийство стало некой социальной архитектурой, которая объединяет наши государства», — высказал свою точку зрения эксперт.

Отмечая, что в основе многих международных отношений лежит экономика, как пример того же доверия, А. Сулеймановым были приведены темпы экономического сотрудничества стран в рамках Евразийского союза, где Узбекистан имеет статус страны-наблюдателя. Евразийская экономическая интеграция идет своим ходом — последовательно, динамично, со своими положительными результатами. При этом значительно выросла доля неэнергетического сектора в рамках сотрудничества стран евразийской пятерки, и со странами-наблюдателями. Здесь рост достиг целых 20%, что говорит о процессе диверсификации внешнеэкономических связей.

Еще одной темой, которая обсуждалась в ходе данного экспертного проекта в этом году, стал искусственный интеллект.

«Сегодня мы находимся, в какой-то степени, на периферии в области разработки искусственного интеллекта», — высказал своё мнение Артур Сулейманов. Он подчеркнул, что каждая страна-разработчик ИИ, так или иначе, преследует собственные цели. В частности, был приведен пример Госсекретаря администрации Байдена, который прямо обозначал, что искусственный интеллект должен работать в интересах только Соединенных Штатов. Свои проекты в этой сфере предлагает Китай.

«Но мы тоже должны понимать, что вот за искусственным интеллектом, за формированием вот этих смысловых нарративов, стоит и наше будущее, прежде всего, будущее, связанное с образованием с воспитанием. И вот здесь мы тоже обсуждали, что надо нащупать какую-то свою, как бы игру. Я имею в виду России, странам Центральной Азии или в целом странам Содружества, потому что мы не можем быть объектами вот этой вот некой игры, которая бы там была потом навязана», — отметил эксперт.

Артур Сулейманов привел в пример разработку российского мессенджера MAX, по которому он спокойно дозвонился в Россию по вай-фаю гостиницы в Ташкенте. «Это вот может быть маленький шаг в направлении создания своих мессенджеров. Было бы здорово, если бы такой мессенджер или какая-то такая цифровая штука была разработана Узбекистаном и ей пользовались в России. Или Казахстан что-нибудь такое разработал в интересах народов наших стран СНГ. Это было бы таким общим достоянием, которое бы позволяло нам между собой взаимодействовать, в том числе, на таком социально-бытовом уровне, и это, конечно, очень важно», — поделился выводом представитель Центра «Берлек-Единство».

Таким образом, проект охватывал в течение года разные темы, которые объединяло главное — их актуальность. Эксперты отмечали насущные вопросы современного евразийского пространства, его взаимодействия с миром и стремились обсудить их с разных сторон, представить многосторонние точки зрения, в обсуждении которых рождались видение проблемы и варианты ее решения.

Говоря о перспективах работы созданной экспертной площадки, Бахтиёр Эргашев отметил, что среди аналитических центров различных объединений, в частности ШОС, БРИКС, идет тенденция к объединению в альянсы. При этом проявлен большой интерес к вхождению в такие альянсы не только отдельных аналитических центров, но и такой сетевой структуры, как данная, объединившей аналитиков стран Центральной Азии и России.

Тему сегодняшнего фокуса лидеров стран Центральной Азии на региональное сотрудничество подняла в своем выступлении доктор политических наук, профессор ТашГИВ (Ташкентский государственный институт востоковедения) Назокат Касымова. Она подчеркнула, что это именно события последнего времени, раньше такого не было. Эксперт отметила, что сегодня выстраивается и региональная идентичность, о которой раньше только спорили, идет согласование в регионе по многим принципиальным вопросам региональной глобальной безопасности, политики и экономики, что очень важно для развития Центральной Азии.

«Роль нашего региона — она в той самой согласованной позиции — определенной, четкой и последовательной. Поэтому каждая из стран региона — она выигрывает только от этого», — отметила Н. Касымова.

Она также отметила солидарность с поднимаемым вопросом о поддержке развития молодого поколения экспертов. В частности, в ТашГИВ этому уделяется значимое внимание, практически еженедельно организуются научные семинары, обсуждения, что способствует подготовке нового поколения ученых-исследователей в сфере востоковедения, в том числе, страноведов, регионоведов. Многие из студентов владеют несколькими языками, проходят стажировки в странах своей специализации, в том числе государствах ШОС, арабского региона, Ближнего Востока.

«Поэтому хотелось бы четко для себя представлять следующее поколение, потому что это то самое поколение аналитиков, которые дадут свои выкладки и свои мнение. А мнения у них достаточно четкие и строятся на их образовании, широком круге общения и обсуждения». Педагог подчеркнула, что работе с молодым экспертным сообществом необходимо уделять самое пристальное внимание, ведь это как раз те люди, которые в будущем станут определять аналитику и политику в регионе.

«2025 год зафиксировал, если говорить про Россию, Центральную Азию, что, та турбулентность, та неопределенность, о которой мы часто говорим, она превращается в обыденность. Все те трудности — они становятся настолько привычными, что мы с вами привыкли работать в этих постоянно меняющихся условиях. И очевидно, будущее ничего нового не предвещает, все та же динамика, постоянные изменения они будут». Такое мнение прозвучало от еще одного участника итоговой встречи — заведующего лабораторией «Центр региональных сравнительных исследований «Россия — Центральная Азия» НГУЭУ Дениса Борисова.

Аналитик также высказал свое мнение, что во внешнеполитическом подходе Россия начинает прощаться с некоей чрезмерной ответственностью за все, что происходит на постсоветском пространстве, в целом и Центральной Азии, в частности.

«Мы говорим о том, что Российская Федерация условно перестает тянуть лямку некого единственного центра притяжения, к которому должны все стремиться, и мы постепенно отходим на позиции, что Россия сохраняет значение важного системного игрока, который уравновешивает всю систему межгосударственных отношений в Центральной Азии», — охарактеризовал происходящие перемены эксперт.

Говоря о больших переменах во внутренней региональной политике, Денис Борисов отметил, что согласованность в ней важна во многих аспектах. Например, договоренности по редкоземельным металлам.

«Предлагается очень много проектов по реализации освоения редкоземельных металлов, но опять-таки эти проекты — они двусторонние и не видно некой координации в рамках стран Центральной Азии, в рамках Евразийского экономического пространства — как мы будем формировать цены. Работа по синхронизации этих подходов для того, чтобы выступать на мировых рынках некой единой именно экономической хозяйственной силой, это тоже крайне важно», — отметил эксперт.

В ходе итоговой встречи прозвучало немало предложений по темам, которые будут обсуждаться на экспертной площадке в предстоящем году. В условиях турбулетности, о которой говорилось, роль экспертизы происходящего и прогнозов, базирующихся на опыте и научном подходе, становится всё более значимой, как для выстраивания политики стран, так и для более стабильного сегодня и завтра их граждан.

Луиза Махмудова

Фото Максада Джангирова