Центральная Азия расширяет железнодорожные сети

4 недели назад

Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. Центральная Азия исторически выступала перекрестком торговых путей, связывающих Восток и Запад. Сегодня регион вновь становится объектом внимания и меняет глобальную логистику, благодаря проектам модернизации и расширения железнодорожной инфраструктуры, которые обещают трансформировать логистику и укрепить экономические связи.

СМИ региона проанализировали проекты стран ЦА по развитию железных дорог. Приводим их данные.

Железнодорожная сеть региона, отмечается в аналитике, насчитывает около 15000 км путей, из которых более 7000 км приходится на Казахстан, 4700 км на Узбекистан, 3000 км на Туркменистан, 680 км на Таджикистан и 424 км на Кыргызстан.

Несмотря на значительную протяженность, сеть распределена неравномерно, а ее техническое состояние оставляет желать лучшего. Средний возраст подвижного состава в регионе превышает 20 лет, а доля электрифицированных путей составляет менее 30%.

Это ограничивает пропускную способность и увеличивает транспортные расходы, которые, по данным Всемирного банка, в 5 раз превышают аналогичные показатели для морских перевозок из Шанхая.

Казахстан, обладая наиболее развитой железнодорожной инфраструктурой, выступает ключевым транзитным узлом региона. В 2023 году через страну прошло 28 млн тонн грузов по маршрутам Китай-Европа, что составляет 70% от общего объема транзитных перевозок ЦА.

Узбекистан, в свою очередь, активно развивает экспортные маршруты, включая проект Трансафганской железной дороги, оцениваемый в 5 млрд долларов, который должен связать ЦА с портами Пакистана через Афганистан.

Туркменистан фокусируется на транзитных коридорах Север-Юг, соединяющих Россию и Иран, с пропускной способностью до 10 млн тонн грузов в год.

Кыргызстан и Таджикистан, напротив, сталкиваются с дефицитом инфраструктуры, что ограничивает их участие в региональных логистических цепочках.

Одним из наиболее амбициозных проектов является железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Ожидается, что дорога сократит время доставки грузов из Китая в Узбекистан с 10 до 5 дней, а в перспективе обеспечит выход на Ближний Восток.

Трансафганская железная дорога, инициированная Узбекистаном, представляет собой другой стратегический проект. Маршрут Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар протяженностью 760 км позволит сократить время доставки грузов из Центральной Азии в порты Пакистана до 7 дней против 20 дней через существующие маршруты.

В Казахстане в 2024 году началось строительство железнодорожной линии Дарбаза-Мактаарал протяженностью 152 км, которая свяжет южные регионы страны с Узбекистаном. Кроме того, Казахстан инвестирует 2.2 млрд долларов в модернизацию Транскаспийского коридора, включая реконструкцию 1300 км путей и закупку 500 новых локомотивов к 2028 году. Эти меры позволят увеличить объем транзитных грузов до 40 млн тонн к 2030 году.

Туркменистан развивает маршрут Казахстан-Туркменистан-Иран. В 2023 году по этому коридору было перевезено 8 млн тонн грузов, из которых 60% составляли нефтепродукты.

Экономический эффект от реализации железнодорожных проектов может быть значительным. По прогнозам, модернизация сети и новые маршруты увеличат объем транзитных перевозок через ЦА до 80 млн тонн к 2030 году, что в 2 раза больше текущих показателей.

Это создаст до 50000 новых рабочих мест и увеличит вклад транспортного сектора в ВВП региона на 3-5%. Кроме того, сокращение времени доставки грузов на 30-40% повысит конкурентоспособность местных экспортеров, особенно в сельском хозяйстве и текстильной промышленности.