Как заставить купить ненужное

2 года назад

Узбекистан, Ташкент – sharq-press.uz. Множество услуг, которыми так часто похваляются компании-продавцы в интернете, зачастую являются отвлекающими уловками, заставляющими покупателя купить что-то не нужное ему.

Так хитрый дизайн вэб-сайта или, как сейчас говорят, «темные шаблоны» или «тёмные паттерны» незаметно для потребителя подталкивает его к лишней трате денег. То есть, такие дизайны веб-сайтов компании используют для управления поведением пользователей.

Как сообщает онлайн-СМИ Insider, согласно исследованию, проведенному в 2019 году, примерно каждый десятый веб-сайт электронной коммерции использует «темные шаблоны».

Признанием того, что это действительно стало проблемой, является решение принятое в Калифорнии (США) в марте 2021 года о запрете использования таких уловок, как «темные шаблоны». То есть этим штатом США приняты новые меры защиты для жителей, стремящихся защитить свою личную информацию.

С 15 марта Калифорнийский закон о конфиденциальности потребителей запрещает компаниям использовать «темные шаблоны» или дизайн веб-сайтов, которые могут ввести пользователей в заблуждение или заставить их продать свою информацию. Закон запрещает уловки, такие как обременение пользователей непонятным языком или принуждение их переходить через несколько экранов в процессе отказа от продажи своей информации. Эти меры защиты гарантируют, что потребители не будут сбиты с толку или введены в заблуждение.

Компании, которые продолжают использовать темные шаблоны, получат 30 дней срока, чтобы изменить дизайн своего веб-сайта, или рискуют подвергнуться дальнейшему наказанию.

«Темные шаблоны» разнообразны, например, в их числе:

— уловка, когда пользователь легко подписывается на услугу, но ему трудно её отменить;

— «Предотвращение сравнения цен», или когда веб-сайты электронной коммерции затрудняют сравнение цен на два продукта;

— «Неправильное направление» или когда дизайн веб-сайта целенаправленно фокусирует внимание пользователя на одном, чтобы отвлечься от чего-то другого;

— отображение таймеров обратного отсчета для истекающих сделок и прятки товаров в кассовые тележки, которые «стыдят» клиентов, заставляя их делать выбор, который выгоден ритейлеру.

— списание денег без уведомления после окончания бесплатного периода;

— информация мелким шрифтом и другие.

«Это манипулирует пользователями, заставляя их принимать решения, которые они в противном случае не принимали бы, и покупая вещи, которые им не нужны», — считает Insider Гунес Акар, работавшая научным сотрудником Центра политики в области информационных технологий Принстонского университета . «Показывать таймер и говорить, что у вас осталось всего пять минут — есть ощущение срочности, которое в лучшем случае сомнительно».