ЧТО ТАКОЕ «ОЗЕЛЕНЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» И ПОЧЕМУ ОНО НЕОБХОДИМО

3 года назад

Узбекистан, Ташкент – sharq-press.uz. Современная промышленность может рассчитывать на долгую и эффективную продуктивность, а также получить доступ к новым рынкам сбыта экологически-чистой продукции и быстрорастущему рынку «зеленого» финансирования только при поэтапном переходе на всё более «зеленые» проекты. Особенно ярко это продемонстрировали уроки пандемии COVID-19.

Причин этому много – от удорожания и растущего дефицита ископаемого топлива, в частности природного газа, до всё более серьезных мер, связанных с выбросами.

Меры, которые необходимо предпринять для стимулирования производителей в поисках и внедрении «зеленых» проектов,  обсуждены на международном онлайн-форуме, организованном 3-4 марта 2021 года Программой Развития ООН и Правительством Узбекистана совместно с рядом партнёров.

Понятно, что производители всегда заняты направлениями, приносящими прибыль, без чего невозможно дальнейшее воспроизводство любого экономического процесса, будь то строительство, химическое производство и т.д. И на данном этапе понять реальную эффективность от вложений в «зеленую экономику», предпринимателям должно помочь государство. Ведь, если не позаботится об этом сегодня, завтра сложнее будет догнать экономику других стран, которые успели освободиться от «углеродной зависимости» в большей степени. Не искать новые технологии и продолжать пользоваться тем же газом сегодня (потому что так удобнее и привычнее), значит иметь постоянный рост себестоимости своей продукции завтра, так как всё более уменьшающиеся в природе запасы газа будут вести к его постоянному удорожанию.

Пример того, какие стимулирующие возможности могут быть введены для широкого внедрения производителями «зеленых проектов», уже показывают правительства ряда стран. Это такие меры поощрения для производителей, импортеров и экспортеров экологически чистых продуктов и услуг, как  освобождение от налога на прибыль, освобождение от импортных пошлин и акцизов, субсидирование процентной ставки по кредиту и сниженный НДС.

Также отечественная продукция, выпускаемая в рамках «зеленой экономики», имеет широкие возможности для экспорта. С этой целью правительства наращивают такие виды поддержки, как изучение потребностей зарубежных рынков и предоставление этой информации отечественным предпринимателям, налаживание в стране системы соответствующей  сертификации, признаваемой на международном уровне. Всё это расширяет возможности бизнеса по доступу к внешним рынкам, где производство на основе «зелёной экономики» год за годом занимает всё большую нишу.

Эти вопросы поднимались в ходе онлайн-форума «Навстречу новым возможностям: Зелёное восстановление Узбекистана после пандемии коронавируса COVID-19». В частности, участниками было отмечено, что Правительство Узбекистана могло бы рассмотреть возможность создания системы, которая побуждает промышленность направлять финансовые, технологические, управленческие и человеческие ресурсы на сокращение существующих углеродоемких активов и проектов в пользу новых экологически чистых, с низким или нулевым уровнем выбросов углерода.

Безусловно, этапы перехода на «зеленую экономику» займут несколько лет, и будут ускорены теми мерами, которые государство сможет предложить производителям. Однако, как показали уроки пандемии, связанной с COVID-19, откладывать меры готовности к различным сценариям развития текущей ситуации, больше нельзя. Их взаимосвязь с состоянием окружающей среды очевидна, а значит, время начинать «зелёные проекты» и поэтапно их расширять, пришло.

В связи с этим участниками форума была единодушно отмечена его своевременность, так как данная платформа дала толчок обсуждению того, как правительство, бизнес, общество могут объединить усилия для реализации новой политики, основанной на зеленом восстановлении и наметить практические шаги для содействия переходу к «зеленой» экономике. Далее последуют реальные шаги и проекты по реализации этой политики.

Отметим, что промышленный сектор Узбекистана является главным источником, как потребления ископаемого топлива, так и выбросов парниковых газов. С учётом того, что в промышленности страны по энергоёмкости преобладают химическое производство и горнодобывающая промышленность, она использует почти четверть общего объема электроэнергии, потребляемой в стране, а также самый значительный объем потребления природного газа. Что касается выбросов парниковых газов (одного из основных причин изменения климата), то самый большой их объем в промышленности страны приходится на металлургию, производство цемента, химическую и текстильную промышленность. А с учетом развития промышленности, объёмы выбросов парниковых газов будут нарастать. Выход из данной ситуации — «озеленение» промышленности, поэтапный максимальный переход к зеленой экономике.

Добавим, что в октябре 2019 года принята  «Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов».

Стратегией установлены целевые показатели по сокращению выбросов за счет повышения энергоэффективности, расширения использования возобновляемых источников энергии, повышения ресурсоэффективности и урожайности сельскохозяйственных культур, а также ограничения деградации земель.

В свою очередь пандемия COVID-19 наглядно продемонстрировала, что общественное здравоохранение тесно связано с климатом и природой. Уроки пандемии являются для всего мира стимулом начать «зеленое» восстановление за счет устойчивого использования природных ресурсов, смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним. Сегодня очевидна важность использования возможности выхода из кризиса по более экологичному, низкоуглеродному пути, где восстановление экономики становится возможным без увеличения выбросов парниковых газов.