КРИПТО-ВАЛЮТА: БИЗНЕС-РИСК СУЩЕСТВУЕТ, НО И ОТДАЧА БОЛЬШАЯ

4 года назад

Майнинг, крипто-биржи, блокчейн – эти новые термины для кого-то уже вполне не только понятны, но и являются определенными возможностями. С целью разъяснить и остальным что же это такое, 13 января 2020 года в Ташкенте состоялась встреча «Развитие крипто-отрасли в Узбекистане», организованная НАПУ.

 По ее итогам возникли вопросы, ответы на которые дал в интервью Баходир Беков, исполнительный директор Фонда поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие» при НАПУ — Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.

 Первое – в связи с чем состоялась сегодняшняя встреча, чем была вызвана ее необходимость?

Очень много появляется различных слухов, разговоров, в том числе, и негативных, и положительных о том, что такое крипто-валюты, для чего они нужны. Есть, и это было озвучено в ходе пресс-конференции, и негативные факторы, где люди пострадали от введения крипто-валюты. И в первую очередь, встреча вызвана тем, что просветить общественность, в том числе через блогеров и СМИ, тех, кто доносит информацию до населения, о том, какие есть риски, связанные с крипто-валютой, какие создаются условия в сфере нормативных актов, где их можно посмотреть, кто является уполномоченных органом в сфере крипто-активов, лицензирования этой деятельности, куда обращаться соответственно при нарушении ваших прав. То есть задача, именно в просвещении о той работе, которая ведется сейчас со стороны государства. Какие есть требования к регулированию крипто-бирж, оборота крипто-активов и т.д.

Какой главный теперь документ, которым мы руководствуемся в отношении крипто-бирж у нас в стране?

Я бы хотел изначально определить, что 2 июля 2018 года принято постановление Президента «О мерах по созданию условий развития цифровой экономики». Это дало старт развитию новых технологий, таких, как блокчейн, старт-контракты, крипто-активы и т.д. Далее вышел еще ряд документов по внедрению новых технологий в сфере государственного управления, таких как цифровая экономика и электронное правительство. Наряду с этим было принято положение о лицензировании деятельности крипто-бирж (регистрационный номер Министерства юстиции 3127 от 22 января 2019 года), где каждый может ознакомиться с теми требованиями, которые необходимы для получения лицензии крипто-биржи. В Положении есть основные лицензионные требования, условия как лицензировать крипто-биржу. Таким образом, есть ряд нормативно-правовых актов, вы можете зайти также к нам на сайт napm.uz и там увидеть нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность крипто-бирж. Безусловно, эта сфера не стоит на месте, есть потребность в дальнейшем ее регулировании. Поэтому сейчас разрабатываются дополнительные положения о порядке оборота крипто-активов. Проект разработан и сейчас находится на согласовании в министерствах и ведомствах, в ближайшее время он будет на портале обсуждение проектов нормативно-правовых документов Республики Узбекистан regulation.gov.uz и сбора предложений и замечаний.

А теперь несколько слов о соотношении понятий крипто-биржа и Национального агентства проектного управления (НАПУ)

Крипто-биржа – это деятельность, которая подлежит лицензированию. Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан является уполномоченным органом, который выдает лицензию. То есть НАПУ определено регулятором данного рынка.

А чем была вызвана необходимость создания данного рынка функционирования крипто-бирж?

Это сделано в соответствии с рекомендациями международных организаций, в частности ФАТФ, и других уполномоченных органов, а также таких страновых сообществ как G-20, G-8, которые вырабатывают базовые рекомендации. Специализированная организация – это ФАТФ, которая определяет основные требования к такому новому активу, как крипто-активы. Во всем мире есть базовые рекомендации ко всем странам, ко всем уполномоченным органам, которые действуют в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов, финансирования терроризма и т.д. – разработать национальные документы, регулирующие эту деятельность. В связи с этими базовыми требованиями, уполномоченный орган в лице Национального агентства проектного управления разработал соответствующие требования к обороту крипто-активов. В частности, те, кто хотел заниматься деятельностью по обороту крипто-активов, должны получить лицензию — это раз, клиенты должны быть идентифицированы – это два, соответствующая отчетность должна быть представлена в уполномоченный орган – то есть в НАПУ, это три. Вот такие базовые требования предъявлены в ФАТФ и соответственно они уже отражены у нас в нормативно-правовых актах.

Но самые базовые условия – это то, что хотим мы или не хотим, есть интерес к крипто-валюте и у нас в стране.

Совершенно верно. Это же бизнес-активность. Вы можете заниматься любой деятельностью, не запрещенной законодательством. То есть, все что еще не урегулировано, какие-то новые технологии, новые виды бизнеса, они так или иначе, если есть спрос, они будут появляться.

А вот, если сказать емко – почему возникла вообще крипто-валюта, в чем ее плюсы?

Очень много существует мнений о возникновении крипто-валюты. Как все знают, в основном средствами платежа являются денежные средства, национальные валюты государств. Понятно, что очень много привязано к свободно конвертируемой валюте – это доллар, евро и т.д. А у очень многих стран возникают вопросы – почему именно эти валюты являются базисом. Второй вопрос – очень много издержек. Если вы являетесь гражданином и по ту сторону есть поставщик товаров, услуг или работ, то между нами есть очень много посредников – банки, платежные системы, электронные системы, виза-карты и т.д. И каждый из этих посредников берет соответствующий процент, я уже не говорю про нотариусов, юридические конторы, которые должны вас обслужить. Технология, которая сейчас внедряется на базе блокчейн, она позволяет исключить всех этих посредников. То есть, если вы делаете смарт-контракт и крипто-валюты, которые децентрализованы, не привязаны никогда ни к одному центральному банку в мире, вы можете купить спокойно необходимые вам телефон, дом, имущество и прочее. Без необходимости вовлечения большого спектра посредников.

То есть большую роль играет упрощенность употребления крипто-валюты?

И упрощенность, и удешевление. Она может быть не упрощена с технологической точки зрения, потому что вы можете не представлять, как эта платформа электронная совершает операции. Смарт-контакт он что по сути подразумевает? Вы с одной стороны, заходя в платформу, хотите допустим продать квартиру. Кто-то хочет ее купить. В текущих условиях вы должны собрать кучу справок, подтверждающих документов об уплате налогов, коммунальных платежей и прочее. И затем к нотариусу, подписать, собрать кадастр – то есть очень много операций сделать, отнимающих у вас время, деньги и т.д. При смарт-контракте, если вы заходите на соответствующий портал, сама система проверяет наличие у вас квартиры, прав на нее, какие существуют задолженности и прочее, банк проверяет наличие на счету покупателя денег на эту квартиру. И простым нажатием клавиши система сама осуществляет все операции.

Но к нам это пока неприменимо?

У нас сожалению пока этого нет, но это будущее, к этому должно все прийти. Очень много бизнес-процессов, которые заложены в нормативно-правовых процедурах, нужно их расписать детально. То есть какие действия система должна предпринять, куда обратиться, что проверить. И мы к этому безусловно придем. И технология блокчейн, которая появилась именно как новый инструмент, она позволяет это. Ее базовым требованием является, чтобы все процедуры были в цифровом формате, она позволяет вести записи в неизменном состоянии, то есть, на состояние которых никто не может повлиять. Сейчас ваши данные в кадастре или депозитарии, скажем, если возможно изменять. В будущем это будет невозможно.

К чему сегодня пришли, регулируя рынок крипто-бирж? Как было озвучено на встрече – на что имеет право резидент Узбекистана, согласно сегодня действующей нормативной базе?

Согласно сегодня действующему законодательству, граждане Узбекистана имеют право реализовать крипто-активы на крипто-бирже, получившей лицензию в Республике Узбекистан.

То есть торговать на ней, покупать, резиденты сегодня не имеют права?

 Да, только можно реализовать.

 Чем это вызвано? 

В первую очередь, это вызвано тем, чтобы обезопасить наших граждан от мошеннических действий, с другой стороны, те, кто занимался ранее майнингом, уже имеют соответствующие крипто-активы и теперь могут на законных основаниях реализовать имеющуюся у них крипто-валюту.

Что может быть дальше?

Дальше, одно из наиболее перспективных направлений – выпуск крипто-валюты. То есть, скажем фермер, под урожай выпускает такую крипто-валюту, как токены и продает заинтересованным инвесторам на крипто-бирже. Привлекаются инвестиции в бизнес, при этом инвесторам знает о бизнес-рисках. Фермер получает средства для развития бизнеса.

Остается надеяться, что фермер будет честным?

Вот это самое главное. Ряд стран уже внедрили такие механизмы. Скажем, камеры отслеживают состояние посевов. Есть другие способы, все они в процессе создания и изучения. Бизнес-риск, безусловно, существует. Но и отдача большая.

                                                                                                                                                                                                                        Беседовала Луиза Махмудова