Женщины тюркского мира: Опера «Хан Султан. Алтын Орда» в Ташкенте

3 недели назад

Узбекистан, Ташкент — Sharq-press. Опера «Хан Султан. Алтын Орда» Казахского национального театра оперы и балета имени Абая была представлена 14 ноября 2025 года в Ташкенте. В центре постановки — образ женщины, объединившей в себе историю узбекской и казахской земель.   

Хан Султан, ставшая во времена Золотой Орды, женой Джучи хана, является потомком Хорезм шаха. Из пленницы она сумела, благодаря уму и характеру, стать матерью великого хана Берке, регентом и ключевой фигурой в истории Улуса Джучи.

Женщины тюркского мира были самодостаточными – в этом убеждена автор идеи оперы, директор Национального театра оперы и балета имени Абая Айнур Копбасарова.

«Женщины тюркского мира были не только теми, кто сидел и ждал своих мужей после военных походов. Это женщины, которые были соратниками, которые были регентами после смерти своих мужей, которые сохранили ту империю, которые создавали их мужья. Они были очень образованными и самодостаточными», — сказала директор театра в интервью Sharq-press.uz.

«Они жили не только ради своей семьи, они жили ради своей страны, империи, ради своего народа».

Именно Хан Султан внесла свой вклад в признание чингизидами мусульства, уверена Айнур Копбасарова.

Автор идеи отмечает, что сведений о выдающихся женщинах тюркского мира в исторических источниках гораздо меньше, чем о мужчинах, приходилось собирать по крупинкам факты истории Хан-Султан, работать с учеными-историками при создании оперы. Современные поколения, уверена Айнур, должны понимать истинную роль женщины в истории тюркского мира, следовать лучшим образцам.

«Конечно, созданием этой оперы, я в первую очередь хотела бы показать образ той женщины, который хотелось бы и дальше видеть в наших будущих поколениях», — поделилась своей идеей Айнур Копбасарова.

И действительно, наследие Золотой Орды — это духовное сокровище, объединяющее тюркские народы. В создании оперы приняли участие учёные и специалисты из разных стран: руководитель Центра исследования Золотой Орды и татарских ханов Ильнур Миргалиев, профессор Мармара университета в Стамбуле Ильяс Кемалогу, кандидат исторических наук Нурлан Атыгаев.

Опера создана на основе произведения драматурга Алмаса Нусипа, либретто написано Маралтаем Ыбыраевым.

Постановщиком оперы «Хан Султан. Алтын Орда» стал известный итальянский режиссер Давиде Ливерморе. Не удивительно, что опера, казалось бы, поставленная в классическом жанре, смотрится суперсовременно. Кроме оригинальной работы балета, очень современной неоклассической, в опере активно использованы сегодняшние технологии, в том числе, видеоинсталляции, световые эффекты. В ней много неожиданных художественных решений, которые удивляют зрителя, вызывают интерес и эмоции. Думается, казахская опера является одной из удач режиссера Давиде Ливерморе, за плечами которого работа с такими легендарными исполнителями, как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Жозе Каррерас, Мирелла Френи, Зубин Мета. Его постановки выходили на крупнейших сценах мира, включая La Scala (Милан), Римскую оперу, Teatro Regio в Турине и Carlo Felice в Генуе.

Впечатляет, безусловно, и музыка оперы. Ее автором является молодой современный казахский композитор Хамит Шангалиев.

«Это моя первая опера, работа над ней была своеобразным вызовом для меня. Я пишу песни, музыку к фильмам, балетам, мюзиклам и так далее. Но опера —это мой первый опыт», — удивил откровением в интервью композитор.

«Когда меня ознакомили — в каком направлении будет произведение, что именно нужно показать, что это за история, кто эта героиня — женщина, от которой многое зависело. Перед тем, как начать, я очень много читал, узнавал, погружал себя в это. И только после погружения, после того как у меня начинают вырисовываться образы, после того как это все становится мне родным, я начинаю приступать к музыке», — поделился тонкостями творческого процесса Хамит Шангалиев.

Современный многоплановый композитор привнес и сегодняшний подход — при создании музыкальной части оперы Хамит Шангалиев использовал современные технологии, в том числе, искусственный интеллект.

«Там есть и синтетические звуки, как мы их называем, плейбеки — звуки погружения. Атмосферные погружения во время смен эпизодов. То есть не везде оркестр, в связках, как вкрапления, есть и электронная музыка», — рассказал композитор. А лейтмотивом идут национальные мотивы, которые присутствуют в мелодиях самих исполнителей.

Современная опера развивается на основе традиции и с использованием современного видения в музыке, постановке, сценографии.

Для представления масштабной оперы на ташкентской сцене в Узбекистан приехала огромная группа участников, включая оркестр. Дирижер-постановщик — заслуженный деятель Республики Казахстан Нуржан Байбусинов, главный дирижер Казахского национального театра оперы и балета имени Абая.

Знаковое событие стало красочным дополнением государственного визита Президента Казахстана в Узбекистан. Почетными гостями премьеры стали министры культуры пяти стран Центральной Азии и Азербайджана.

Луиза Махмудова