Кто поможет должникам и почему нужна единая база по алиментам

4 года назад

Узбекистан, Ташкент – sharq-press.uz. Должникам, оказавшимся в трудном положении, должно быть оказано содействие. Об этом было сказано на совещании, проведенном Президентом Узбекистана  17 ноября 2020 года.

Перечни должников, оказавшихся  в тяжелом положении, а также оказание им содействия поручено сформировать руководителям районных и городских управлений Бюро принудительного исполнения (БПИ) совместно с хокимами и руководителями секторов.

«С этой целью полномочия судов по принятию решения о приостановлении исполнительного производства по ходатайству взыскателя будут переданы государственным исполнителям», говорится в сообщении президентской пресс-службы.

Также на данном совещании, посвященном мерам по совершенствованию системы исполнения судебных актов, было отмечено, что Торгово-промышленной палате и Бизнес-омбудсману будет предоставлено право ходатайствовать об отсрочке или выплате по частям задолженности хозяйствующих субъектов в рамках исполнительных документов, предусматривающих взыскание в пользу государства.

На совещании обсужден вопрос о приостановлении производства по исполнительным документам в связи с отсутствием имущества у должника. В связи с этим указано на необходимость создания единой электронной платформы по должникам с интеграцией в нее баз данных нотариусов, банков, налоговых органов, центров госуслуг, органов внутренних дел, таможенных, кадастровых и других ведомств.

Поставлена задача сформировать полный реестр получателей и плательщиков алиментов, внедрить автоматизированную систему контроля. Необходимость этого связана с тем, что около 64% (!) жалоб граждан касаются алиментов. При этом отсутствует единый учёт исполнительного производства и выплат, что  приводит ко множеству недоразумений.

Также дано поручение организовать в структуре БПИ специальные отделы, которые будут заниматься взысканием небольших сумм с применением информационных технологий. Эта мера связана с загруженностью государственных исполнителей. Во многих регионах количество документов на одного исполнителя превышает установленные нормы.

При этом исполнение некоторых видов документов можно обеспечивать без мер принуждения. В их числе регистрация имущественных прав, восстановление на работе и взыскание заработной платы, оплата штрафов и коммунальных платежей – всего порядка 8 категорий документов. В настоящее время в производстве у БПИ имеется 1,6 млн. таких исполнительных документов, что составляет 35 процентов от общего количества дел. 60 процентов исполнительных документов касаются взыскания сумм до 400 тыс. сумов.

Также подчеркнута необходимость полного пересмотра системы реализации конфискованного имущества, интеграции лотов площадки «E-ijro auksion» c другими электронными торговыми платформами.

По официальным данным, за первые 10 месяцев текущего года в Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре поступило около 4 млн. исполнительных документов, 1,2 млн. из которых остаются неисполненными. Другими словами, не обеспечено исполнение актов, требующих взыскания 17 трлн. сумов. Из них 7,2 трлн. сумов подлежат взиманию в пользу государства, еще 9,7 трлн. – в пользу физических и юридических лиц.

На совещании определена организация отдельных механизмов сокращения задолженности – на республиканском, областном и районном уровнях. В частности, Бюро принудительного исполнения будет заниматься взысканием задолженностей, размер которых превышает 20 млрд. сумов. Территориальные управления бюро будут работать над средствами в размере от 10 до 20 млрд. сумов.

С 1 августа текущего года полномочия по взысканию задолженности за электроэнергию и природный газ вместе с штатами переданы предприятиям электро- и газоснабжения. На сегодняшний день дебиторская задолженность поставщиков электроэнергии составляет 3,5 трлн. сумов, газа – 11 трлн. сумов. В связи с этим указано на необходимость систематической работы по ее сокращению.

В целях повышения эффективности исполнения судебных актов будут образованы Республиканский совет во главе с Генеральным прокурором и региональные советы, председателями которых будут хокимы областей, заместителями председателей – прокуроры областей.